Почему саратовцы не уверены в завтрашнем дне?

Саратов занял одно из последних мест в составленном Финансовым университетом при правительстве РФ рейтинге городов России по числу граждан, довольных жизнью и уверенных в собственном завтрашнем дне. Насколько объективны, справедливы подсчеты и выводы составителей рейтинга? Действительно ли Саратов выделяется в негативную сторону на фоне других российских городов? 
Видимо, чтобы понять это, мэр города Михаил Исаев даже совершил несколько поездок на общественном транспорте. Чтобы, так сказать, быть поближе к народу, побывать на месте горожан, оценить масштаб проблем, с которыми они сталкиваются ежедневно. Но будет ли реальная польза от этих экспериментов градоначальника?
Тем временем глава «Роснано» Анатолий Чубайс заявил о слишком низкой стоимости электроэнергии в России, что, по его мнению, является расточительством. Он предложил прогрессивный расчет цен, при котором богатые россияне будут платить больше (если семейное потребление электроэнергии больше 300 киловатт-час в месяц).  Что думают по этому поводу наши эксперты? Три вопроса.

1) Объективно ли столь низкое место Саратова в рейтинге городов, чьи жители довольны жизнью и уверены в завтрашнем дне?
2) Каково ваше отношение к поездкам мэра Саратова Михаила Исаева в общественном транспорте, которые он совершил в январе? 
3) Поддерживаете ли вы инициативу Анатолия Чубайса ввести систему оплаты за электроэнергию по схеме «богатые-бедные»?

Илья ЧУГУНОВ, эколог, активист партии «Справедливая Россия»
1) Данными этого исследования я не удивлен, хотя и несколько огорчен. Действительно при общении с людьми на улице или в социальных сетях часто приходится слышать про то, что в Саратове делать нечего и нужно быстрее уезжать отсюда. 
Но я с такой позицией категорически не согласен. Ведь мы сами формируем ту среду, в которой живем. Нужно задать самому себе вопрос: "А всё ли я сделал для того, чтобы в городе жить стало лучше?". Надеюсь, что граждане будут активнее участвовать общественной и политической в жизни города, будут отстаивать свои права, используя для этого весь спектр возможностей, открывшийся в связи с появлением Интернета. 
И тогда, я уверен, что место нашего города в этом рейтинге значительно изменится в положительную сторону. Как говорит народная мудрость: "Под лежачий камень вода не течет".

2) О поездках мэра у меня сложилось двоякое впечатление. С одной стороны считаю, что такое решение характеризует нашего градоначальника, как человека интересующегося проблемами города и ищущего пути их решения.
Но, с другой стороны, я понимаю, что такими точечными решениями не исправишь ситуацию, сложившуюся в Саратове. По-хорошему, в транспорте должен ездить не руководитель города, а специалисты администрации, отвечающие за уборку города, общественный транспорт и т.п. И после этого они должны предоставлять объективную картинку главе города для анализа и принятия решений. 
Поэтому надеюсь, что после завершения этих поездок Михаил Исаев примет соответствующие кадровые решения с целью формирования действительно рабочей администрации. Иначе весь этот труд будет впустую.

3) Мне кажется, Анатолию Борисовичу следовало бы сосредоточиться на своей сфере ответственности, например, рассказать общественности, куда уходят миллиарды рублей выделяемых «Роснано», и доходят ли они до предприятий
госкорпорации в регионах. 
Странно слышать от господина Чубайса предложения о повышении цен, потому что, есть мнение, что тарифы на электроэнергию у нас серьезно завышены относительно себестоимости. К слову, в соседнем Казахстане принято решение с 1 января текущего года о снижении предельного тарифа в среднем на 25%. Причем согласно приказу Минэнерго Казахстана тарифы на электроэнергию не будут повышаться в ближайшие семь лет. 
Мне не понятен критерий оценки богатства семьи «по Чубайсу». Например, семья с четырьмя детьми минимально потребляет 350 кВт в месяц. Получается, по версии Чубайса, такая семья уже достаточно богата, чтобы платить по повышенному тарифу? Если уж и вводить дифференциацию на богатых и бедных, то предлагаю начать с доходов.
Например, люди с годовым доходом более 1 млн. в месяц пусть платят подоходный налог по увеличенной ставке. Ну а если господину Чубайсу угодно, то пусть они также и платят за электроэнергию по повышенному тарифу, а люди с доходом ниже среднего – по пониженному. Тогда предложенный принцип «богатый платит больше» действительно будет реализован, а главное, без ущерба для основной массы населения страны.

Иван КУРЕНЬКОВ, политолог
1) На мой взгляд, увы, результат этого рейтинга близок к правде. Живём на берегу величайшей реки, много богатой земли, чудесная природа, а счастья у многих саратовцев нет. Как и веры в «светлое завтра». Тем более, с такими «кормчими». Кругом показуха, лицемерие, стяжательство, сверхчванство и чувство безнаказанности одних, трусость с угодливостью других. И уже не разлом, а целая пропасть между кастой богатых и обществом бедных...

2) Ничего нового доморощенные пиарщики мэра Саратова не выдумали. История помнит много примеров «хождения в народ» разных начальников, причём ещё с досоветского периода. Хорошо это или плохо? Нормально. Если войдёт в норму, а не станет разовым пропагандистским «шоу».
Чтобы знать проблемы «простого» населения чиновники не должны нагромождать между собой и людьми всевозможные барьеры. По примеру своих «забугорных» коллег, например, регулярно ездить на работу в общественном транспорте или летом на велосипедах. Получать зарплату, размер которой прямо и разумно будет «привязан» к среднемуниципальным или региональным зарплатам. Отказаться от всевозможных, во многом не заслуженных привилегий и т.д. и т.п. Словом, служить людям, а не наживаться за их счёт.

3) Про Чубайса складывают анекдоты. Чубайса ругают, им пугают, а некоторые даже ненавидят. Острословы язвительно нарекли Чубайса «народным антигероем». Люди жаждут расправы над ним, но Путин на одной из своих «прямых линий» прямо так и заявил злопыхателям: «Чубайса я вам не отдам!»… Ну, и как после всего этого относиться к любым мыслеисторжениям Чубайса? Никак. Чубайс «не виноват». Все претензии по Чубайсу – к Путину.

Юрий СЛУДНИКОВ, Республиканский клуб
1) Команда Володина, как они себя называли на выборах 2010-2011 гг,. абсолютные банкроты в управлении Саратовской обл. и г.Саратовом. Одна зима 2018-19гг. тому свидетельство. Полные банкроты с точки зрения управления городским хозяйством!
 Словеса губернатора о новой стратегии и тактике в уборке снега это словеса и словеса или тень на плетень. Стратегия - это уборка снега, а тактика - это чистка улиц и дворов техникой и усилиями и энтузиазмом граждан. Если технику по уборке они позволили приватизировать своим аффилированным структурам, то хотя бы заплатите им за уборку снега! Но нет денег в бюджете города! Где эти деньги, мы не узнаем в ближайшее время. Но, как сказано в Евангелие, "нет ничего тайного, что не сделалось бы явным ...",  со временем, конечно.

2) Чтобы чиновники добросовестно выполняли свои обязанности в интересах граждан, нужны над ними качественные руководители области и города. А где таких взять? Нужно избирать губернатора и главу города на всенародных и честных выборах. В Саратове живут не одни только радаевы.
И только тогда губернатор и градоначальник (не сразу, может быть со второй или третьей избирательной кампании) потребуют от чиновников соблюдения древнеримского девиза Bonum populi super omnia! (Благо народа превыше всего!) Иначе их не выберут на
следующий срок. 
Россияне не дураки, они все видят и все понимают, но до простой истины о том, что чем больше демократии тем лучше жизнь они еще только подошли. Но ничего страшного - со временем подойдут! А в поездке градоначальника на общественном транспорте нет ничего плохого, но подозреваю, что и толку никакого.

3) Поддерживаю и как инженер-энергетик и как бывший работник нефтяной и газовой промышленности! Если мы будем также гнать энергоресурсы на экспорт и также расточать их внутри страны, то, что мы оставим нашим потомкам? Я сторонник того, чтобы ограничить продажу нефти и газа за рубеж государственными квотами, а внутри страны запретить нефтедобывающим компаниям-монополистам иметь свои нефтеперерабвтывющие заводы и торговать нефтепродуктами. 
Пусть это происходит на открытых рынках, со множеством оптовых покупателей и продавцов в розницу через АЗС. Так мы ликвидируем монополию и установим справедливые цены на бензин и дизтопливо. Демонополизация, квоты на экспорт энергоносителей и внутренняя экономия энергоресурсов - вот путь рачительной и разумной политики.

Вячеслав ТРОФИМОВ, председатель Гражданской общественной палаты Саратовской области
1) Руководство бывшей Саратовской губернии слишком много времени занималось разбазариванием накопленного ранее имущества и народного достояния, сложившегося до них. Группировка куропасов и курощупов, пришедшая во власть в 90-годы, выжгла куриным помётом всё вокруг, даже сами курятники.
Бездарно раздавая и разбрасывая своим приближённым, друзьям, родственникам, жёнам и любовницам, всё, что под руку попало, эти деятели довели область до полного разорения.
Народ этот прискорбный факт видит, чувствует на себе и реагирует пока преимущественно ногами, усиленно покидая родные стены и степи. Теперь уже не скроешь печальные последствия неумелого и преступного управления регионом. Неожиданная, как всегда, зима с таким же неожиданным снегом в середине зимы, показала полную неспособность власти хоть как-то управлять экономикой и жизнью области и города. 
Чем можно быть довольным людям в такой обстановке? Видимо тем, что они пока живы. Маловато будет для полного счастья или хотя бы для малой радости от жизни. Жить можно и в другом месте, а людям хочется жить хорошо. Отсюда и результаты опросов.
Мне неизвестно, какими соображениями руководствуется Кремль, затягивая очевидное решение по смене губернатора и правительства области, но ничего, кроме влияния землячка, не вижу. У него-то всё хорошо пока, а у нас не очень.
Уверенность в завтрашнем дне основана на видении будущего и лучше хорошего будущего, а если будущее в беспросветном тумане, то откуда уверенность в завтрашнем дне будет у народа? Безнадёга и уныние. Видимо, следующая стадия - неконтролируемая агрессия и бунт, бессмысленный и беспощадный, так говорит наука и наш жизненный опыт, основанный на знании прошлого страны. Как там в песне: «Эй, начальник...»

2) Дело полезное - посмотреть своими глазами, как живёт народ и какие у него проблемы. Если это не показуха и дешёвая агитка, дело правильное. Был бы толк, но сомневаюсь, что он будет. Денег в бюджете города нет, аппетиты чиновников не уменьшились и методы решения вопросов остались прежними. Свой карман всегда на первом месте. Посему, что поедет мэр на трамвае или в автобусе, что не поедет, всё останется без последствий. Нужно менять правила и людей. Но ездить с народом полезно для понимания жизни.

3) Очередной иезуитский план Чубайса очевиден. Внешне популистский призыв прищучить богатых, а на деле - задушить всю страну в ежовых рукавицах энергетиков. Платить будут не только богатые, но и предприятия, школы, больницы и все остальные. Долг регионов вырастет.
Когда в помещениях низкая температура, потому, что другие энергетики, ставшие коммунальщиками, не обеспечивают санитарные нормативы по теплоснабжению, население включает элетрообогреватели. Если у предприятий нет денег для проведения работ по энергосбережению в цехах, а надо поддерживать нормальную температуру, включаются электроотопители и нагреватели. 
Все издержки при повышении цены на электроэнергию, лягут на покупателей продукции, на людей небогатых, для кого любое повышение критично. Для богатых рост цен — копейки, они даже не заметят, а рост цен для народа заметят все.
Ещё не ввели новые правила с увеличенным НДС, а в конце прошлого года цены на продукты выросли. Теперь рост на бензин и коммуналку даст новый скачок цен. А тут ещё и на электроэнергию цены вырастут. Что будет с ценами — очевидно, они вырастут для всех.
Кто пострадает? Точно не те, у кого жемчуг мелкий. У остальных останутся пустые щи. Что точно является расточительством, это пустые и многомиллиардные траты на контору самого Чубайса уже много лет. Кроме пшика ничего не получено, а денег нет.
В Китае за такие нанотехнологии уже выдали бы бесплатно реальные граммы по приговору суда. Потому в Китае скоростные дороги исчисляются тысячами километров и скоростные поезда на зависть Европе, а в России обычные дороги не на что строить, и новые поезда РЖД покупает у Сименса.
Стране до сих пор не сказали, что же мы строим: вчерашний капитализм или завтрашний феодализм с бесчеловечным лицом. Зачем и кому нужны новые цены - тоже молчат, но догадаться можно. Птенцы гнезда Чубайса, захватившие энергетику, сильно нуждаются, надо скинутся всем народом. Что будет скидывать народ - Чубайса и Ко не интересует.
Как всё будет выглядеть, можно посмотреть уже сейчас, не дожидаясь повышения. Вот, например, тарифы по газу в Краснодарском крае и Петербурге на 50% выше, чем в
Чечне, притом, что все основные газовые магистрали в Европу проходят именно, там, а тариф выше.
В той же Чечне решением республиканского суда списаны долги населения за газ на 9 млрд. руб. В Саратовской области областной суд хорошо сносит дома граждан в интересах бывших судей, но о решениях в защиту населения пока не слышно.

Александр ЕРМИШИН, председатель Саратовского регионального отделения партии «Яблоко» и общественного движения «Жить здесь»
1) Я не знаю, как там насчет рейтинга, но по ощущениям у саратовцев масса причин быть недовольными жизнью и сомневаться в собственном завтрашнем дне. Как правило, удовлетворенность собственной жизнью в большей степени
связывается с материальным положением. Как было сказано в классической советской комедии, нужно, чтобы «наши желания совпадали с нашими возможностями». 
Но к общим реалиям снижения качества жизни в стране и
ухудшению экономических ожиданий в разных городах добавляются местные особенности. В Саратове, и это очевидно, дополнительными негативными факторами являются низкое качество услуг ЖКХ, неудобства, связанные с изношенностью городской инфраструктуры, отвратительные дороги, общественный транспорт, низкий общий уровень благоустройства и т.д. 
Если бы опрос проводился в последний месяц, то полагаю, что Саратов уверенно занял бы последнюю строчку рейтинга из-за ситуации с уборкой снега в городе. Говорит ли это о качестве управления городом и регионом? Безусловно. Можно ли изменить ситуацию? Ответ утвердительный. Пересмотрев кадровую политику в регионе можно «дотянуть» Саратов, по крайней мере, до средних показателей по стране.
Но радикальные улучшения качества жизни, уверенность в завтрашнем дне горожане могут почувствовать только вместе со всеми гражданами России, а для этого нужны изменения во внутренней и внешней политике нашего государства.

2) В эпоху интернета и социальных сетей для того, чтобы быть в курсе проблем населения, например, узнать о том, как работает общественный транспорт, чиновникам объективно совершенно не обязательно проехать на нем лично. Мониторинг социальных сетей даст вполне адекватную картину происходящего.
Поездки мэра на общественном транспорте рациональны в другом смысле. Являясь плоть от плоти той самой властной корпорации и политической силы, которая управляет городом и регионом на протяжении десятилетий, новый мэр несет на себе весь негатив своих предшественников. Делать какие-то содержательные движения, которые могли бы изменить в лучшую сторону жизнь горожан, ему не позволяет принадлежность к этой самой вертикали и обязанность следовать в фарватере общей политики. (Кстати, совершенно не факт, что есть понимание необходимости изменений).
Но Главе нужно как-то «отстроиться» от предшественников в глазах горожан, показать, что он «не такой», чтобы снять часть негатива, который он наверняка ощущает. Например, можно совершать поступки, не характерные для его должности. Поездки в общественном транспорте, полагаю, из этой серии.
Кстати, господин Исаев в ОТ выглядит вполне органично. И в личном общении (есть небольшой опыт), и по стилю руководства, насколько я могу судить, он не производит впечатления сноба и барина. Другое дело, что для решения проблем города нужно совершать поступки иного рода. Но для этого нужен мандат доверия от горожан, который приобретается только на прямых и, разумеется, честных выборах.

3) Расточительством является высокая энергоемкость производства, городского хозяйства (уличного освещения) и домашних хозяйств, а не низкие тарифы для потребителей. Хотя, рассуждая цинично (что, кстати, в духе господина Чубайса), продавать жизненно необходимый товар или услугу не по максимально возможной цене тоже своего рода расточительство со стороны продавца. Если у голодного есть 100 рублей, то кусок хлеба для него должен стоить эти самые 100 рублей. Логично. 
На самом деле предложение поднять стоимость электроэнергии скорее говорит о стремлении увеличить выручку или, по крайней мере, сохранить ее на прежнем уровне в условиях снижения ее количественного потребления в том числе за счет введения энергоэффективных технологий.
Логика определения достатка и «богатства» по уровню энергопотребления имеет место быть, если подразумевать большее количество точек потребления в более обеспеченной семье. Но эта логика, очевидно, хромает в российских реалиях, в которых именно небогатые семьи, не имеющие возможности приобрести новое энергоэффективное бытовое оборудование и осветительные приборы, скорее всего пострадают от прогрессивного тарифа. Так что речь идет скорее о «налоге на бедность», а не на богатство.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал