Пиза — чудеса, вписанные в историю

Архитектурные памятники — бесспорные лидеры среди мировых достопримечательностей. Пожалуй, только природе готовы уступить они пальму первенства. Из всех рукотворных чудес шедевры архитектуры потрясают воображение сильнее всего. Настолько, что становятся символами городов, стран и целых эпох — Ватикан, Вавилонская башня, Эйфелева башня, храм Зевса. Эти памятники настолько значительны, что иногда затмевают собой географическое пространство, в котором они возведены. Они становятся штампами, прекрасными эгоистами, каменными или железными нарциссами. Но каждое из них — лишь слово, вписанное в историю города или страны. Поэтому чтобы ощутить их величие и неповторимость, нужно попытаться увидеть их в контексте истории и культуры.

Один из таких памятников самому себе — Пизанская башня. Растиражированная устно и печатно. Для того чтобы увидеть самую знаменитую падающую башню в мире, в Пизу летят, плывут, едут, приходят со всех уголков планеты. Едва ли где-то еще можно увидеть такое количество людей, застывших в самых странных позах в попытке сделать эффектную фотографию. Но башня — это лишь одно из чудес города, о котором как о важном торговом центре в своих «Энеидах» писал еще Вергилий, города, соперничавшего в могуществе с Генуэзской, Флорентийской и Венецианской республиками, города, подарившего миру архитектурный стиль, который, собственно, и был в свое время создан, чтобы подтвердить всему миру размах значения города.

Да и сама башня — это часть городского архитектурного ансамбля на знаменитой площади Чудес, мощнейшего туристического магнита. Она и построена была как колокольня в центре средневекового тосканского города. Чудес на площади всего три: Пизанский собор, Баптистерий и башня, но все они в первых рядах списка итальянских шедевров.

Начнем все же с башни каррарского мрамора, чье знаменитое изображение красуется на брелках, сумках и кухонных полотенцах. Хотя это произведение искусства веками было настоящей головной болью для архитекторов и инженеров, которые пытались сохранить колокольню. Проблема обозначилась еще в 1173 году, с самого начала строительства башни: нестабильность грунта и неустойчивость фундамента. После завершения строительства первых трех уровней колокольни все здание начало заваливаться. Работы приостановились на столетие. Потом придумали надстраивать каждый уровень отдельно, причем одна сторона всегда выше другой — единственный способ вертикального строительства башни. Поэтому башня не только наклоняется, она еще и изгибается — архитектурное чудо или инженерная неудача? Сейчас башня наклонена на 4 метра и каждый год опускается еще на миллиметр. Но именно эта нарушенная геометрия позволяет увидеть мрамор во всей красе.

Одна из легенд Пизанской башни связана с Галилеем, уроженцем Пизы, который бросал с вершины колокольни разные предметы: от кинжала до пушечного ядра (а иногда, по слухам, и прыгал сам) — так он пытался доказать, что скорость падения зависит от массы тела. С именем Галилея связан и Пизанский собор Успения Богоматери. Именно там он наблюдал за подвесной люстрой и сформулировал свою теорию о колебаниях маятника.

Собор построен в 11-м веке и отличается особым монументальным изяществом, присущим большинству тосканских архитектурных шедевров. При его строительстве основной романский стиль украсили элементами византийского, ломбардского и даже исламского: так, в соборе установлены гранитные коринфские колонны — трофей из бывшей мечети Палермо. Все это должно было утвердить важность города-государства. Именно эта гармоничная мешанина, сложившаяся в процессе возведения собора, и стала называться пизанским романским стилем.

Над украшением собора работала знаменитая семья художников и скульпторов Пизано. Они же потрудились и в баптистерии Сан-Джованни — самой наглядной иллюстрации великолепного пизанского стиля и самом большом баптистерии в Италии. Строить его начали примерно в одно время с башней, однако благодаря классической приземистости трудностей с возведением не возникло. Хотя небольшой угол наклона у него все-таки есть. Благодаря двум, установленным друг над другом куполам в баптистерии совершенно уникальная акустика. Каждый год 24 июня, в день, когда в Италии отмечают праздник Иоанна Крестителя, лучи солнца через маленькое окошко в стене падают на бронзовую фигуру Святого Иоанна, отчего она начинает сиять. Кстати, именно в этом баптистерии когда-то крестили и маленького Галилео. Ведь каждое архитектурное чудо — лишь деталь общей истории, удивительным образом связывающей воедино пространство, материю и дух.

Светлана СУРЖЕНКО, фото автора