Пикассо «шокирующий» и «хулиганящий»

Ему было 87. Он понимал, что жизнь идет к закату. Словно в пику, именно в это время Пабло Пикассо создает серию эротических рисунков «Suite 347», названную так по числу выполненных в период с 16 марта по 5 октября 1968 года 347 работ. Это некое противопоставление смерти и радости жизни. Многие посетители, приходя на выставку, впадают в шок от откровенности и провокационности автора.

Экспозиция носит название «Искушение» и состоит из графических работ. Именно искусство рисования Пикассо ценил особо. Говорил, что с детства мог рисовать как Рафаэль, но ему понадобилась жизнь, чтобы рисовать как ребенок – непосредственно.

На выставке представлено 105 работ, выполненных в технике литографии в 1990-1992 годах с рисунков художника с разрешения и под наблюдением потомков гениального художника. Здесь сразу несколько миров – цирк, коррида, театр и комедия, и в то же время большая серия эротических композиций, наполненных сарказмом и обаятельным юмором великого мастера.

С момента создания «Suite 347» на протяжении нескольких десятилетий оставалась практически недоступной для широкого круга зрителей в силу так называемой «культурной цензуры», а также ограниченного тиража – всего 50 экземпляров.

Художник работал очень интенсивно, за день мог написать сразу несколько работ. В тот момент он жил затворником в замке под присмотром и опекой его последней молодой жены Жаклин Рок. Она не разрешала ему видеться с друзьями, к нему был запрещен доступ даже сыновьям. Единственными его развлечениями были телевизор и воспоминания о прошедшей очень бурной жизни. Тема эротики, тема ню всегда были в его творчестве, но в этот период они приобрели особенное значение.

Пикассо всегда был искренен в своих работах. Не боялся шокировать. Таким мы его не знаем. Выставленные в Радищевском музее вещи не относятся к разряду общеизвестных. Есть здесь даже вариант «Девочки на шаре», но уже в новом свете и с Жаклин Рок в качестве модели.

- Современное искусство возникло в ответ на вставшие перед обществом проблемы, - говорит сотрудник отдела зарубежного искусства Лидия Красноперова. - Такой взгляд на мир формируется у него после первой мировой войны, после ужасов бойни. Ценности, которые были раньше – любовь, нежность, человечность – потеряли свое значение, новое искусство пыталось обойтись без них. Рисунок Пикассо – язык, который ведет нас в глубины его творческого сознания. Он понимал: то, что он делает, не может быть легко понято. И всегда выступал против того, чтобы люди рационально подходили к искусству и объясняли его. Он спрашивал, почему мы хотим понимать искусство, но не хотим понимать язык птиц?

В 20-м веке было популярно понятие «Ноmo ludens» - «Человек играющий». Это – о художнике в большом мире. А здесь Пикассо не только «играющий», он «хулиганящий».

Он не оставляет от ценностей, к которым мы привыкли и от которых никогда не откажемся, камня на камне. Но если ты уничтожаешь идеалы прошлого, то должен что-то предложить взамен. И он противопоставляет им неограниченную свободу человека.

Тем, кто придет на выставку в музей имени Радищева, надо знать, что каждая работа Пикассо многослойна, глубинна и присутствующая в ней эротика не самоцель для художника. Каждый его рисунок хранит ценные философские мысли, представить которые он решил таким вот провокационным, но привлекающим людей способом.

Ольга ЛЕТУВЕТ