Павел Кашин: «От моих песен люди из окон не прыгают»

Странное ощущение, когда слышишь песни много лет, а автора их на сцене видишь впервые. Павел Кашин для нас существовал последние четверть века, но как-то параллельно: в отличие от других артистов, к гастролям он относится без энтузиазма, и регулярно посещать его выступления могли разве что жители двух столиц. Но любое чудо однажды может случиться – и «недостроенный на песке безумно дивный, чудный город» появился в Саратове. «А вокруг белым-бело, и снегу намело»… Даром что начало весны.

«Песням лучше быть грустными»

- Нынешний тур для вас – юбилейный: 25 лет альбому «По волшебной реке»…

- Да, мы переиздали первый альбом и с ним поехали, в общем-то, в первый наш тур. Я раньше турами не ездил, а в 50 лет решил поехать по стране. 

- И как впечатления?

- Тур начался с 4 марта, у нас только третий концерт. Конечно, города идут калейдоскопом, но ничего страшного. Все хорошо.

- Про вас рассказывали, что вы едва ли не каждый день что-то сочиняете, и порой вам бывает труднее не написать песню, чем написать. Это правда?

- Нет такой проблемы – написать. Я могу писать почти каждый день, просто зачем забивать пространство? У меня альбомы выходят со скоростью, с которой студия может их записывать. А так как студия очень занята – это не моя студия, а лучшая студия в стране, там все-все лучшие артисты пишутся – то быстрее, чем за полгода, альбом не записать. В соответствии с этим я пишу песни. А если нужно писать под заказ, я, конечно, могу писать очень много. 

- Обычно творческие люди жалуются на свою лень, а у вас, получается, внутренняя дисциплина…

- Я не думаю, что здесь что-то связано с дисциплиной. Просто это как актерская манера: если ты раскрутил свое сознание, ты можешь перевоплощаться. То же самое с песнями: если ты научился каждый день спокойно несколько четверостиший писать, то это не проблема. 

- Ваше музыкальное образование вам помогает или наоборот? Ведь оно подразумевает некоторую догматичность…

- Вообще, если не переусердствовать… Мне кажется, консерватория – это уже избыточное образование, потому что классическое образование, особенно в России, отбивает все творческое начало. Важно научиться соблюдать квадрат, знать функции (а их всего четыре-пять, по большому счету, если ты не хочешь писать Шнитке)… Но, конечно, когда ты умеешь считать до четырех, тебе легче, чем когда ты не умеешь.

- Вы говорили в интервью, что песня – изначально грустный жанр…

- Я говорил, что песням лучше быть грустными, а анекдотам – веселыми. Действительно, для чего нужны бравурные песни? Для маршей…

- А не возникает ли в этом случае чувства какой-то ответственности? Ведь были же в истории случаи, когда подростки что-то с собой делали, а обвиняли в этом их любимых артистов с мрачными песнями…

- Я думаю, что если человек психически болен, то он в любом произведении найдет себе причину для суицида. Помню, была какая-то пьеса польского композитора – когда она звучала, все прыгали из окон. Но мои песни не обладают такой силой (смеется).

«Везде есть свои проблемные зоны»

- Меня очень тронул ваш рассказ о том, что в школе у вас было некое противостояние с учителями и одноклассниками из-за того, что по каждой теме у вас было свое мнение, отличное от общепринятого…

- Не то что мнение. Я не понимал математику, потому что я понимал, что параллельные прямые не могут не пересекаться. И по Эйнштейну они пересекаются. И я действительно многого не понимал, а еще девчонки отвлекали, потому что сексуальность возникает намного раньше, чем предполагалось в Советском Союзе. И, конечно, мальчишки очень хотят заниматься девчонками, а учителя по тупости считают, что это хулиганство, не понимая, что это нужно просто вводить в правильное русло. В школе у нас был некоторый терроризм на этот счет. 

- Я просто хотел спросить, можете ли вы с учетом своего опыта дать совет, как в такой ситуации не сломаться и остаться самим собой? Ведь не у каждого подростка хватит сил ежедневно противостоять окружающим…

- Мне кажется, что это одна из задач жизни вообще – не сломаться в определенных ситуациях. Нам как раз и дана такая немножко садистская школа, советская армия, чтобы мы в разных ситуациях закалили свой характер, свое внутреннее «Я». Да, кто-то скатывается с катушек, но, как и на любой войне, потери неизбежны. 

- Вы много рассказывали о периоде, когда жили в США, но это были ваши наблюдения о повседневной жизни вокруг. А что лично вам дал этот опыт – как человеку, музыканту, автору?

- Можно говорить очень много. Но если вычленять главное… Что хорошо бы русским людям понять – материальное преуспевание и реклама этого по телевидению и в кино не являются проявлением счастья. Люди – при том, что у них еда вкуснее и дешевле по отношению к нашей, асфальт горизонтальнее, машин больше – не менее, а мне кажется, и более несчастны, чем в России.

- А почему?

- В каждой стране есть свои проблемные зоны. Я знаю в Москве нескольких иностранцев, которые приехали из Англии, из Америки - они не могут жить там, потому что отношения между мужчинами и женщинами полностью невозможны, феминизм и прочие политкорректные течения убили любую возможность для белого здорового мужчины существовать там нормально. 

«Для кино нужно писать дорого и красиво»

- Вы, помимо сольной деятельности, работали еще и с кино… 

- Если честно, отдельную музыку для кино у меня больше Андрей Соколов заказывал. Чаще режиссеры просто берут и выкупают право на звучание моей песни в фильме. Вот недавно моя помощница продала права для нескольких фильмов… Я даже не в курсе, просто иногда вижу по телевизору или в кинотеатре фильмы с моей музыкой и знаю, что у меня дома контракты лежат. Просто я подписываю, а на экране это появляется через два года, и я это не сопоставляю. Но так даже легче, потому что, по сути, писать музыку для кино в России нецелесообразно. Те бюджеты, которые выделяются на сами фильмы, а потом еще режиссерами на музыку, несопоставимы ни с какой приличной записью. Это можно записывать только дома на компьютере, а это не музыка для кино. Для кино нужно писать дорого и красиво.

- И оркестром…

- Конечно. В Америке не опускаются до компьютерной музыки.

- Там бюджеты другие.

- Не только бюджеты. Там и режиссеры жене сценарий не заказывают, чтоб деньги из семьи не уходили.

Дмитрий МАРКИН

Автор благодарит Екатерину Спирину за организацию интервью.