Отставка губернатора. Как это делают в Саратове

В Саратовской области отставки губернаторов никогда не являются неожиданностью. Их предсказывают, прогнозируют, ждут. Причем начинаются прогнозы и ожидания задолго до окончания сроков полномочий руководителей регионов. Возможно, такая ситуация и в других регионах, но своя рубашка, как понимаете, ближе к телу.

Усталость от Аяцкова

Почему в политтусовке начинается брожение и перешептывание о скором уходе главы региона? Всегда по-разному. Дмитрия Аяцкова «провожали», потому что накопилась усталость элит: ДФ забронзовел, больше пекся не о процветании региона, а о собственном благополучии. Это, во-первых. Во-вторых, Дмитрий Аяцков проигрывал по всем фронтам набравшему в столице силу Вячеславу Володину. Который, по большому счету, Аяцкова и повалил.

ДФ ушел в апреле 2005-го. Полномочия его заканчивались в сентябре, и Дмитрий Федорович активно готовился к избирательной кампании. Но выборы губернаторов отменили, а ДФ было отказано в доверии. Экономика региона на тот момент была не в самом плохом состоянии – открывались новые предприятия, сдана в эксплуатацию первая линия нового моста, сельское хозяйство находилось на подъеме. И это несмотря на жуткий кризис 1998 года, про который к моменту отставки Аяцкова все уже успели забыть.

Слухи об уходе Аяцкова начали клубиться с конца 2001 года. В начале 2002-го буквально в ежедневном режиме появлялась информация о преемниках. Которых каждый раз было трое-четверо, и не всегда кандидатуры повторялись.

Слишком независимый Ипатов

Ипатова начали провожать практически сразу после назначения на второй губернаторский срок. Павел Леонидович оказался не по душе продвинувшему его во власть Володину – слишком был независимым и своему «благодетелю» на верность не присягнул. Потому что регионом он не «болел» и свои обязанности выполнял хоть и старательно, но, по крайней мере, вплоть до кризиса 2008 года – без огонька и энтузиазма. Как бы там ни было, борьбу с неугодным их духовному вождю губернатором начала местная «Единая Россия». И в результате этой борьбы не на жизнь, а на смерть Ипатов ушел с поста. Несмотря на показной пофигизм Павла Леонидовича и кризис 2008-го, экономика региона была вполне себе жизнеспособной. Впрочем, тут регионы хорошо поддерживал федеральный центр, который помог деньгами. Но деньги-то эти не исчезли в тумане, а пошли на поддержку бизнеса.

Слухи об уходе Ипатова начали появляться чуть ли не на следующий день после его назначения на второй срок в 2010 году. Но увольнение Павла Леонидовича в апреле 2012 года стало неожиданностью для всех, в том числе и для него. Хотя уже в начале года назывались фамилии преемников. Их было три: Валерий Радаев, Петр Глыбочко и Сергей Лисовский.

Слабый Радаев

О том, что нынешний губернатор тоже скоро уйдет на покой или на повышение, тоже начали говорить практически после избрания Валерия Радаева на второй срок. Спустя год разговоры только усилились. И, а это показательно, начали называться фамилии преемников. По крайней мере, пару фамилий местные эксперты уже воспринимали всерьез.

То, что Валерий Радаев – откровенно слабый губернатор – известно не только жителям Саратовской области, но и куратору и полноправному хозяину региона Вячеславу Володину. Но, к сожалению Володина, другого губернатора у него для нас нет. Более того, очень вероятно, что нет сейчас у Вячеслава Викторовича и возможности повлиять на назначение главы региона. В области – хронический кадровый голод, саратовцы, перебравшиеся в Москву, на родину возвращаться не хотят ни за какие коврижки.

Экономика уже превращается в мумифицированный труп, последние остатки плоти которого грызут налоговые органы, изымая у предприятий последнее, выставляя на инкассу любые задолженности по налогам и пенсионным отчислениям. То есть до перечислений налогов и других платежей в казну, счета не работают. Что, мягко говоря, не очень хорошо влияет на жизнь предприятий.

То, что регион не смог выбраться из экономического кризиса 2014 года – никого не удивляет. Впрочем, кризисные явления и сейчас не только не сгладились, они усугубляются. Понятно, это не вина Валерия Радаева, а проблемы федеральной экономической политики и федерального законодательства, но оказать даже консультативную помощь региональные власти погибающему бизнесу в Саратовской области не в состоянии. В правительстве нет специалистов такого класса, дума раздираема внутривидовыми и внутрипартийными противоречиями. Чего стоит пример с ГУП «Саратовгражданпроект», очередное совещание по оздоровлению которого не состоялось из-за того, что коммунисты начали в очередной раз заниматься самопиаром.

Помимо кадрового и профессионального голода в правительстве Радаева имеется масса иных проблем самого неприятного характера. Правоохранительными органами задерживаются региональные чиновники, в средствах массовой информации муссируется информация о растратах и воровстве и прочей коррупции представителей власти. Тут показательный пример – недавнее задержание брата губернатора, руководителя регионального ГУ МЧС Игоря Качева и более ранние аресты влиятельного областного депутата и транспортного магната Андрея Беликова и долгие годы неуязвимого главы Энгельса и, по слухам, родственника Радаева Дмитрия Лобанова.

На последних местах

Масла в огонь подливают и средства массовой информации. Нет, в официальных СМИ  Валерия Радаева и его правительство критикуют осторожно, но материалы о задержаниях, авариях и прочих провалах любых уровней власти смакуют с удовольствием. Что не придает авторитета губернатору.

Но есть еще и телеграм-каналы, часто анонимные, но известно кому принадлежащие. И эти телеграм-каналы откровенно называют все своими именами, иногда усугубляя и утрируя. Понятно, официальные СМИ и анонимные телеграм-каналы читают не только простые обыватели. Их отслеживают и те, кому должностными обязанностями предписано наблюдать за социально-экономической ситуацией в регионах.

А еще Саратовская область и губернатор Радаев в последнее время занимают последние строчки во всевозможных рейтингах, что тоже не очень хорошо влияет на имидж региона.

И болото всколыхнется

Злопыхатели из анонимных телег уверены, что Радаев покинет свое кресло не сегодня-завтра. Что вопрос на самом верху давно решен, и вся проблема только в том, что там, наверху, подыскивают преемника. А вот с этим туго. Потому что возглавить родину Володина может только отчаянный и бесстрашный человек. Поскольку в Саратовской области наряду с практически мертвой экономикой и убитой социальной сферой есть вполне сформированная  и сплоченная элита, полностью подконтрольная и преданная (до тех пор, пока он всемогущ и влиятелен) Володину.

Еще в Саратовской области есть свои очень сильные группы влияния, индифферентный бизнес, сервильная общественность, разрозненная оппозиция, раздираемое внутренними противоречиями региональное отделение партии власти. 

Но несмотря на все вышеперечисленное гораздо хуже будет, если дотянуть до того, когда в Саратовской области, на фоне общефедеральных проблем, случатся катаклизмы или прочие «народные гуляния». В Москве это понимают. И там идет подготовка очередного руководителя Саратовской области. Не факт, конечно, что он будет лучше Валерия Радаева. Но со сменой региональной власти наше затхлое болото однозначно всколыхнется, и жить мы будем, возможно, хуже, но наверняка интереснее.

Ольга Насонова

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
https://t.me/reporter64