Олег Гаркуша: «В меня летели снаряды, а я от них отмахивался»

Гаркуша в отечественном роке – персонаж уникальный. Много ли найдется примеров, когда символом группы становится не солист или автор репертуара, а шоумен? Впрочем, одной группой «Аукцыон» жизнь Гаркуши давно уже не ограничивается: он выпускает сборники стихов, снимается в кино, а сейчас, наконец, решился дать жизнь своему давнему замыслу: совсем скоро должен открыться арт-центр «Гаркундель», который задуман как творческая платформа для молодых исполнителей…

В Саратов Олег Гаркуша приехал с творческим вечером, на котором около двух часов общался с поклонниками. Ну а перед выходом на сцену согласился побеседовать с «Репортером».

- На какой стадии находится строительство «Гаркунделя»?

- Ремонт мы уже сделали. Сейчас идет внутреннее наполнение: свет, звук, всякие кофеварки, холодильники… Но для этого мы, видимо, будем делать еще два фестиваля «Гаркундель-фест», где выступают медийные артисты, чтобы собрать публику, которая принесет денежку. Но это сложно, потому что, во-первых, у известных артистов достаточно плотный график, а, во-вторых, вот мы будем делать фестиваль в Москве, а у многих в Москве как раз сольники. И нельзя делать мероприятия за месяц или даже за два, и сразу после тоже нельзя. Теоретические договоренности есть – с Дельфином, с «25/17», с другими коллективами, но собрать их в один день сложновато.

На этот раз мы будем делать программу из трех-четырех коллективов – то есть в рамках фестиваля у каждого будет как бы сольный концерт. Может быть, четверым будет не очень известный, но хороший коллектив, потому что концепция «Гаркунделя» состоит в том, чтобы давать дорогу молодым, давать им возможность выступать, записываться, репетировать и так далее.

А сам ремонт у нас начался в 2013 году, помещение было совершенно убитое, но стараниями волонтеров и благодаря помощи всех музыкантов все-таки мы его сделали. Это некоммерческое мероприятие, и, хотя у нас некоммерческая аренда (для благотворительного фонда, где я являюсь президентом), но все равно нужно платить и за нее, и хотя бы минимальную зарплату людям, которые будут там работать. Цели заработать не стоит.

- У «Гаркунделя» в некотором смысле более выгодное положение: у вас есть имя, под которое можно собрать деньги, вы можете объединить многих известных музыкантов… А как вы считаете, может ли выжить в современных условиях подобное некоммерческое заведение без спонсоров и именитых учредителей?

- Сложно сказать. Конечно, это будет трудновато – ведь в моем случае все музыканты, которые идут навстречу – это мои давние знакомые, и отказов не было: те, кто не мог выступить, помогали какой-то суммой.

- По поводу помощи молодым музыкантам существуют две полярные точки зрения. Одни считают, что новые таланты нужно сразу брать под крыло и «вести» их с нуля до высшей точки популярности, другие же говорят, что лучшая помощь – это не мешать, ну, может быть, где-то упомянуть или дать выступить, но не более того. К какой склоняетесь вы?

- Я уже лет 17 делаю маленькие фестивали, где выступают молодые авторы и коллективы. В год у меня проходит около 200 или 300 исполнителей. И выделить можно единицы. На данный момент могу назвать пять коллективов, которые мне нравятся своей харизмой, индивидуальностью. Это «Спящий Будда», «Альцгеймер», «Хамы», «Жвака галс» и «Гафт». Они совершенно разные по стилистике, но они интересные. Им я предоставляю возможность выступить и на больших фестивалях вместе с кумирами, грандами. Когда меня спрашивают о каких-то интересных коллективах, я их называю. Это тоже неплохой ход: масса примеров, когда группы благодаря этому становились известными. Например, Константина Кинчева как-то спросили, кто из молодых групп ему нравится, он сказал, что «Пилот». И после этого «Пилот» потихонечку стали популярными.

Как такового продюсирования у меня нет, но, по крайней мере, направить на какой-то фестиваль, предложить – это в моих силах.

- Несмотря на то, что в этот раз вы приехали один, невозможно не спросить, что сейчас происходит в «Аукцыоне»…

- Все хорошо. Этот год у нас оказался плодотворным: мы по-стариковски не так часто ездим, но вот в этом июне был тур по Америке, потом через неделю мы поехали в Европу, на фестиваль «Pohoda» в Словакию. Мы выступали там 25 лет назад – на первом фестивале, который собрал всего лишь 500 человек. Сейчас там было более 30 тысяч. Восемь сцен, магазины, детские площадки – организация суперская.

Потом у нас была Австрия, Германия. Просто за рубежом есть друзья, которые являются нашими поклонниками, и мы ездим туда не для заработка.

- Будут ли в ближайшее время какие-то работы в кино?

- Это не от меня зависит. Ну меня, бывает, приглашают, а потом люди пропадают. Вот был интересный проект. Московская компания – видимо, им поступил заказ на ролики к столетию революции. И они снимали на аппаратуру «360 градусов». Это стоит штатив, на нем – четыре объектива. И перед тем, как мне сниматься, я попросил посмотреть, как это происходит. Мне дали очки, как у аквалангиста, наушники… Ощущения нереальные! Передо мной сидит человек, я пытаюсь дотронуться до него рукой, но трогаю не его, а девушку, которая держит меня за руку, чтобы я не упал. Или в меня летят снаряды какие-то, я от них отмахиваюсь… Это был третий ролик из их серии, и я снимался в роли полицмейстера, который накрывает революционеров. Они сказали, что все это будет в интернете.

(Автор благодарит рок-кафе Machine Head и лично Андрея Стукалина за помощь в организации интервью.)

Дмитрий МАРКИН