Огороды стали для саратовцев средством выживания?

Согласно исследованию РАНХиГС, наиболее распространенной стратегией улучшения материального положения для населения России стало ведение личного подсобного хозяйства. Почти треть респондентов заявили, что обеспечивают себя продуктами сами. Таким образом, в поведении граждан преобладают в основном архаичные формы улучшения своего материального положения, а не активные инновационные практики, - делают вывод ученые, сравнивая такое положение вещей с ситуацией, распространенной еще в ходе кризиса 1990-х….

Не меньше, пожалуй, озадачивает и другая тенденция. По данным, содержащимся в специальном отчете Генпрокуратуры РФ, за 1-ю половину 2017 года рост зарегистрированных преступлений в Саратовской области составил 5,2% по сравнению с этим же периодом прошлого года. Регион оказался в числе восьми субъектов России, где отмечен рост. Кроме того, выросло количество нераскрытых преступлений - на 5,3% (всего в РФ таких субъектов семь). Если представленные цифры верны, то чем можно объяснить «лидерство» нашего региона в рейтинге беззакония?

Новость со знаком «плюс». Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что к очистке Волги нужно приступать срочно, поскольку именно на этой реке сложилась самая негативная экологическая ситуация в стране. Причина - физический износ и технологическая отсталость очистных сооружений промышленных и муниципальных предприятий. Не меньший вред причиняют частые отходы сельского хозяйства. Кроме того, река захламлена затонувшими судами, перечислил Медведев, сообщив, что до 2025 года на очищение Волги из государственной казны будет выделено 257 миллиардов рублей.

Между тем, чтобы содержать в чистоте дно и берега Волги, понадобятся не только федеральные деньги, но и определенные меры на местах. Быть может, ужесточение ответственности за загрязнение реки предприятиями, гражданами? Усиление контроля?

Спросим у экспертов «Репортёра» - известных политиков, депутатов, общественников, журналистов. Три вопроса:

1) Согласны ли вы с тем, что огороды и дачи превращаются для россиян из зон отдыха в места для производства необходимых продуктов питания? Чем вы это объясняете?

2) Насколько объективно, по-вашему, данные Генпрокуратуры РФ характеризуют криминогенную тенденцию в нашем регионе? Чем можно объяснить столь неприглядное положение Саратовской области?

3) Какие меры для борьбы с загрязнением Волги в Саратовской области предложили бы вы - законодательные, экономические, воспитательные, профилактические?

Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Саратовской области, депутат областной Думы

1) Жизнь россиян ухудшилась, и они вынуждены заботиться о себе сами. Обидно, что в этом не участвует государство.

Когда в последних соцопросах граждане говорят, что их положение не ухудшилось, они имеют в виду, что изменений нет по сравнению с предыдущими месяцами. А в целом уровень жизни наших граждан значительно снизился, причем у всех и резко. Люди вынуждены возвращаться к земле.

Садовничество и огородство для многих перестало быть хобби, вновь, как в 90-е, став необходимостью, поскольку семьи не могут позволить покупку сельхозтоваров в полном объеме. Люди вынуждены меньше времени уделять дополнительному образованию и отдыху, и после работы трудиться еще и на земле.

Люди улучшают свое положение такой «архаичной» формой самозанятости не потому, что их «земля зовет», а потому, что им не доступны другие формы. Например, у нас очень дорогие кредиты для малого бизнеса и малоразвиты государственная поддержка и налоговые льготы для начинающих предпринимателей. Поэтому большинству россиян только и остается, что вернуться в огороды.

2) Повышение уровня преступности – еще один признак падения уровня жизни населения. Когда растет число безработных, нельзя не ожидать, что кто-то из них не выйдет на улицы ради «легких» денег.

Поэтому МВД и прокуратуре придется работать больше и эффективней, чтобы не дать увеличиться уровню преступности, при условии, что экономические основания для его роста будут только усиливаться.

3) Я рада заявлению премьер-министра. Еще в 2013 году я выступила с инициативой создать федеральную программу по спасению Волги. Меня поддержала облдума и заксобрания 21 региона России, но на федеральном уровне к нам не прислушались.

Еще раз повторюсь – мы начали бить тревогу в 2013 году, разработка программы запаздывает, но от этого она становится еще важней.

Конечно, удовлетворение от заявления Медведева не полное. Во-первых, он сказал, что спасать Волгу надо совместными силами. Но реки это федеральная собственность, кроме того, регионы смогут найти на это деньги, только если межбюджетные отношения с центром будут пересмотрены, и в региональных бюджетах будет оставаться больше средств.

Во-вторых, нужна именно программа, а не отдельные точечные решения. И уже возникают опасения в системности работы, поскольку премьер-министр заявил, что ждет предложений от регионов для создания программы, но уже принято решение о строительстве на Волге Нижегородского низконапорного гидроузла стоимостью 43,5 млрд рублей.

Все-таки столь масштабную задачу как оздоровление Волги нужно решать комплексно, прописывая в программе сроки и ответственных лиц. Иначе 257 млрд. рублей быстро распылятся, а река так и останется в беде, как и мы, жители регионов на Волге.

Юрий СЛУДНИКОВ, Республиканский клуб

1) Мой комментарий выводам государственных социологов из РАНХи ГС аналогичен отзыву В.И.Ленина о декабристах: «Далеки, далеки еще они от народа!»

Одна из особенностей России – обилие земель, что позволяет каждому неленивому обзавестись огородом или дачным участком. Городскому жителю сочетать отдых на природе, на даче или у родни в деревне, с выращиванием овощей и фруктов, естественный позыв и существенное добавление к своим доходам. Немцы или голландцы с их скудностью земель только могут позавидовать! Правда, молодежь до того, как обзаведется семьей и детьми, относится к такому времяпровождению, прямо скажем прохладно. Но семейные люди считают приусадебный участок или дачу естественным атрибутом своей жизни. Это и свои, без химии, овощи и фрукты, это консервация по экологически чистым своим рецептам, без консервантов и вкусовых добавок, это, если хотите и инновации в сельском хозяйстве – разведение винограда, экзотические овощи и фрукты, декоративные растения и цветы. А инновациями занимаются те, кому положено, на специализированных предприятиях, таких как ООО «Синкросс», где я работал, и которое победило в честной конкурентной борьбе проекта расширения Каспийского трубопроводного консорциума американскую «Эн Глобал». Кстати, многие работники этой фирмы имеют дачи и с удовольствием на них отдыхают и работают.

2) Когда проводили реформу милиции, преобразуя ее в полицию, широкая общественность в Саратове только улыбалась, говорили, что просто сменят вывеску. Но работая в 2016-2017 гг. в Республике Коми и Республике Саха, я убедился, что в тех регионах реформа дала существенные результаты, было внедрено новое отношение к службе, избавились от недобросовестных работников, появились новые требования и этические нормы для личного состава полиции.

На мой взгляд, все дело в руководстве МВД в каждом регионе. Те, кто понял, конечно, с помощью региональных властей и руководства МВД, что они на службе общества, а не собственного чрева, продвинулись в обеспечении правопорядка.

А те, кто до сих пор своим девизом оставили «что сторожу то и имею», так и остались милицией со всеми ее пороками и недостатками.

3) Влияние частных лиц на загрязнение Волги незначительно, хотя свинство некоторых отдыхающих на берегу реки зашкаливает. Но часто виноваты власти, нет контейнеров для мусора или их своевременного вывоза, нет хотя бы эпизодического патрулирования правопорядка.

Экологическая нагрузка на реку стоков городов выросла, а промышленности упала (в Саратове как минимум половина предприятий-загрязнителей времен СССР прекратило свое существование). А вот регулирование движения вод Волги создало проблему обмеления и проблему нереста рыбы, и это проблема не региональная, а общефедеральная. Частные фирмы и областные/республиканские бюджеты в одиночку не в состоянии расчистить фарватер Волги, это дело федерального правительства и для осознания этого г-ну Медведеву не обязательно устраивать туристический выезд на Волгу.

Есть еще одна проблема – неэкономичные двигатели речных судов, которые не позволяют конкурировать с другими видами транспорта. Эта проблема досталась нам от советской эпохи, когда дешевизна ГСМ не стимулировала отечественное двигателестроение к разработке экономичных моделей. К этой проблеме прибавляется проблема отсутствия современных перевалок грузов в речных портах и модернизация шлюзов под крупные суда. А ведь река Волга - это прямой путь без затрат на рельсы и асфальтовое шоссе для перевозок людей и грузов от Рыбинска до Астрахани, это еще и выход на Каспий на порты Казахстана, Туркмении, Азербайджана и Ирана, без перевалки в астраханском порту Оля. Это наш «Шелковый путь», где мы задаем стратегию, а не Китай или кто-либо другой. Я рад, что премьер-министр Российской Федерации поднял вопрос модернизации пути из «варяг» в «хазары», да вот хотелось бы еще увидеть практический ответ на этот вопрос.

Галина АКИМОВА, председатель правления регионального отделения «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость» по Саратовской области

1) По Саратовской области, как показывает практика, мясную продукцию выращивать для себя большинство даже сельского населения не может из-за высоких цен на корма, а среди городского населения – это вообще единицы. Что касается плодоовощной продукции, то ею свои семьи обеспечивают в летний период большинство сельских жителей и часть городского населения (в основном, пожилые люди) с дачных участков. Это связано с тем, что качество овощей и фруктов в сетевых продуктовых магазинах низкое, а цены выше, чем на рынках. Доступ местным фермерам на городские рынки ограничен из-за существующих «правил» торговли. Обеспечение населения местной плодоовощной продукцией происходит, в основном, на ярмарках в летне-осенний сезон, а в остальное время года люди вынуждены покупать завозимую продукцию сомнительного качества.

2) На мой взгляд, эти данные даже несколько занижены. В ходе бесед с гражданами в нашей приемной выясняется, что люди часто сталкиваются с бездушным отношением правоохранительных органов. Можно привести конкретные примеры. Так, жительница Саратова, обратившаяся в полицию в 2011 г. по поводу угона ее автомобиля, ждала результата 5 лет, но получила отказ в расследовании ее дела, хотя угонщики известны.

3) Согласна, что проблема очистки Волги и не только ее стоит в Саратовской области остро. В регионе загрязнены реки, озера, пруды, хотя в большинстве районов области они являются единственным природным источником воды. Кроме перечисленных причин, к сожалению, хочется назвать бездушное отношение жителей к природе, к своему родному краю, к Великой русской реке. Пользуясь природными благами при выезде на отдых на лоно природы, люди оставляют после себя горы мусора, поломанные кусты, деревья и выжженную траву. Особенно в этом «преуспевает» молодежь. Поэтому воспитание любви к природе, родному краю необходимо начинать с семьи, детского сада, школы, а продолжать в колледжах и ВУЗах, то есть уделять повышенное внимание экологическому воспитанию в учебных программах и воспитательной работе. Конечно, очень важно усиление контроля, особенно муниципальных органов власти за деятельностью предприятий, нарушающих экологические нормы и за соблюдением экологического законодательства. Также, по моему мнению, необходим постоянный жесткий общественный контроль за целевым использованием средств, выделяемых на очищение Волги до 2025 г. из государственной казны. Мы предлагаем все штрафы, связанные с загрязнением Волги, сконцентрировать в Общероссийском «Фонде Волги» под общественным контролем, и из этих средств также финансировать работы по ее очищению.

Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ, общественник, «ветеран гражданского сопротивления»

1) Урбанизация последних десятилетий меняет и город, и горожан. Я помню Саратов 50-х, по сути послевоенный, когда чуть не каждая семья имела надел земли под сады, огороды, бахчи в Затоне, на Зелёном острове, на Кумыске, на Дачных, в Разбойщине. В «частном секторе» разводили птицу и скот. Город и мы в нём буквально выживали! Зарплаты были небольшими, многие семьи неполными, в графе социальное происхождение у большинства саратовцев стояло «рабочий из крестьян». Горожане традиционно были связаны с землёй, жили от неё. В 60-80-е садово-огородные хозяйства для многих были подспорьем в жизни, но уже и неким элементом активного досуга. И хотя уже канули в лету бахчи, и даже картошку стало выгоднее покупать, чем сажать, в «пору развитого социализма» коллективных погребов строилось не меньше чем гаражей. Была создана своеобразная культура, которая с 90-х постепенно стала уходить в небытие. Пожилые люди ворчат, тратя деньги на многократное оформление разных «бамаг», – мол, «на следующий год всё брошу», но свою лямку тянут, заготавливают овощи и фрукты на зиму, чем, конечно же, пополняют, а нередко и спасают семейный бюджет… Молодёжь, в основном, как говорится «не в теме».

Беда, что уже сколько лет нас буквально «настраивают» на выживание, страну разграбляют, не давая возможности развиваться, а людям активно и в достатке жить в XXI веке! В средневековом феодализме – с ханом, князьями, опричниками, помещиками и крепостными – пожалуйста, сколько хотите… Уместные для «гоголевской России» кадушки и банки с соленьями, запасённые в подполе на зиму картошка, капуста, лук, могут и нам ещё сильно пригодиться…

2) Года три назад только по одной статье об экстремизме я знал лишь одного преступника на всю Саратовскую область – старика из Заводского района, которому в вину вменили нелюбовь к творчеству писательницы Дины Рубиной, выраженную публично на митинге у цирка. А сейчас уже десятки преступников только в Саратове – преследуются, сидят, отсидели, штрафы заплатили… При этом в последние лет 20 в нашем городе так и «выпирает из всех щелей несправедливость и беззаконие». Откуда у тысяч наших местечковых нуворишей такие несметные богатства в виде многомиллионных вилл, квартир, машин при отсутствии свободной конкурентноспособной экономики – пилят бюджеты всех уровней, не забывая себя-любимых – а откуда же ещё?! Возьмите любой объект усилий – дом, подвергшийся капремонту, отстроенный участок набережной, любую улицу с «отремонтированными» тротуарами и проезжей частью, мафиозную в принципе систему ЖКХ и МСУ, «замороженные» на десятилетия вроде бы построенные здания, программы отселения, озеленения – все проекты провалены, но все ли преступления раскрыты? Я уверен, что уличные преступления – порождения кабинетных.

3) Я вдруг прорвавшихся забот товарища Медведева почему-то не понимаю. За период более десятка лет, когда был благоприятный экономический климат с триллионными доходами бюджета, неоднократно экологами поднимались проблемы Волги и, в частности, Волго-Ахтубинской поймы, которой требуется правильно регулируемое наполнение. Законотворческая тишина! Ведь на самом деле Ахтуба есть только на картах, в натуре – заросшие ни для чего не пригодные пространства. Да и значительные обмелевшие акватории верхней, средней и нижней Волги требуют кардинальных решений. Огромные средства нужны на ремонт сотен объектов речного хозяйства. При этом всё оно – речное хозяйство, почему-то оказалось убыточным, разорённым, хотя ещё несколько десятков лет назад считалось весьма прибыльным? Почему никаких программ от правительства Медведева мы не видели в благоприятные для их реализации годы? Почему будет выделено 257 млрд. руб., а не 253 или 126, 18 или 421? Почему мы задаёмся какими-то вопросами «о мерах на местах», если всё просчитано? Или ничего не просчитано? Не забыл ли товарищ Медведев, что нам нужно Крымский мост достроить, космодром, газопровод, к полёту на Марс подготовиться? На худой конец чемпионат мира по футболу провести, не опозорившись.

Иван КУРЕНЬКОВ, политолог

1) Согласно последним данным Росстата, городское население нашей страны составляет порядка 75% (около 109 млн. человек). Дачниками, если верить той же официальной статистике, являются около 60 млн. человек. На своих 4-8 и более сотках они выращивают для собственного потребления разные овощи, ягоды, фрукты и даже разводят кур, кроликов и прочую живность.

Правда, дачник дачнику рознь. У одного на участке в качестве жилого помещения – фанерная халупа или дачный вагончик, а у другого – целый комплекс зданий с дворцом царского уровня и личной вертолётной площадкой, персональным озером и лесочком в придачу.

Люди среднего достатка в последние годы существенно сократили количество дачных грядок, заменив их газонами, спортплощадками и детскими песочницами с надувными бассейнами. Причина не только в лености обработки земли, но и в простой домашней арифметике. Выращивать профессионально качественную сельхозпродукцию собственными силами экономически накладно, да и не каждому дано.

Не всё так просто и на селе, о чём наглядно говорят результаты прошлогодней Всероссийской сельскохозяйственной переписи. За последние 10 лет число сельхозорганизаций и фермерских хозяйств у нас сократилось на 39-46%. В силу разных причин заниматься производством сельхозпродукции для собственных нужд и на продажу в личных подсобных хозяйствах также стало проблематично. «Душат» налоги и высокие ставки кредитов. Остро стоит вопрос с молодыми профессиональными кадрами, которые в поисках лучшей доли бегут из села.

Так что говорить тут о какой то «стратегии» не приходится. Миллионы людей привычно уже просто выживают, как могут. О каких инновациях тут можно всерьёз рассуждать, если у нас порядка 5 млн. человек в экономике трудятся с зарплатой на уровне МРОТ?

2) Что касается данных по криминогенной обстановке в нашем регионе, то, скорее всего, в реальности эти показатели ещё выше. В смутное время преступность в стране и наиболее проблемных регионах растёт всегда. А мы сейчас, как это ни прискорбно, переживаем именно такие очередные смутные времена. Затянувшийся экономический кризис, провалы во внешней политике усугубляются глубоким социальным разладом внутри российского общества. Наблюдается девальвация доверия практически ко всем институтам нынешней государственной власти и её лидерам со стороны значительной части населения. Усиление протестной гражданской активности в прошлом и нынешнем годах, особенно в молодёжной среде, яркое тому подтверждение.

Усиливающиеся люмпенизация и обнищание населения; рост реальной безработицы, особенно среди молодёжи; недоверие к властным структурам и правоохранительным органам, вызванное высоким уровнем коррупции в этой среде и ряд других негативных факторов – напрямую влияют на повышение уровня преступности.

Попадание Саратовской области в число аутсайдеров по росту преступности – факт, скорее всего, закономерный. И он напрямую также связан с усилением протестной активности граждан. Усталость населения Саратовской области от засидевшихся в своих креслах не слишком эффективных чиновников высшего эшелона власти фиксируют не только местные эксперты и аналитики, но и некоторые федеральные аналитические агентства.

3) Волгу спасать надо. Однозначно. Это действительно наше национальное достояние, которое, тем не менее, используется и сохраняется из рук вон плохо.

Беспокоит судьба бюджетных 257 млрд. рублей, планируемых для реализации озвученной идеи. Как бы их не разворовали под бравурные отчёты о выполненном задании. По этой части наши «тихушные» казнокрады мастаки. И, главное, великие умельцы выходить потом сухими из воды, равно как и прятать концы в воду…

Считаю, что начинать наведение порядка по очистке Волги надо с «зачистки» самозахваченных разными тёмными личностями водоохранных зон. Законов по этой части принято достаточно. Вот только выполнять их кому положено не слишком спешат. Догадываетесь, почему?