Облдума №6. Шум, гам, скандалы, но все как надо

Саратовская областная дума превращается в посмешище. Заседания комитетов походят на склоку в коммунальной кухне, депутаты не слушают и не слышат друг друга и докладчиков. Чиновники не считают нужным готовиться к заседаниям так, чтобы у коммунистов, а они основные закоперщики думских дебатов, не возникало причин для вопросов. 

За долгие годы тотального единения представительной и исполнительной властей под эгидой «Единой России» региональное правительство разучилось работать должным образом. Впрочем, ему это и не надо. Несмотря на неразбериху и столпотворение на заседаниях думских комитетов, да и на самой думе, правильное думское большинство голосует так, как надо партии и правительству.

Другое дело, что благодаря коммунистам и членам других оппозиционных фракций истинное лицо власти показывается во всей красе. Но не надо думать, что члены думской фракции КПРФ — исключительно подкованные, профессиональные и конструктивные депутаты. Часто — совсем наоборот. И коммунисты этого не скрывают — дума для них публичная площадка для борьбы с властью. То есть хорош любой шухер.

Минувшая комитетская неделя исключением не стала. Подготовка к первому после каникул заседанию думы превратилась в базар.

Нет сословиям

Есть в регионе такой закон — «Об определении территорий Саратовской области, на которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения торгов религиозным организациям и казачьим обществам».

Так вот депутат-единорос Сергей Харьков, директор школы в Алгайском районе, предложил включить в перечень территорий, где духовенству и казакам земля дается без торгов, свой Алгайский район. На этих землях местные казаки хотят построить свой музей, и вообще «развивать традиционный образ жизни». Это прописано в законе — на землях без торгов казакам или духовенству можно развивать образ жизни и заниматься сельскохозяйственным производством.

Закон, понятное дело, изначально забавный. Но...

Коммунисты ринулись в бой с главным вопросом — что, Алгаю не нужны деньги? Что, бюджет там бездефицитный и сколько он потеряет из-за отсутствия торгов? Неопытный депутат Харьков что-то лепетал о том, что закон уже есть и что надо просто включить район в перечень, что казаки будут развивать и так далее. Но коммунисты не слушали. Николай Семенец, который вел заседание, судя по всему, был не очень в теме, а второй соавтор документа Николай Кузнецов и вовсе отсутствовал. Короче, Харьков совсем растерялся и не смог сказать, что земли в Алгае большим спросом не пользуются (засушливая полупустыня, мало пригодная для земледелия и животноводства), что в районе много заброшенных земель. С трудом в дискуссию вклинился заместитель министра финансов Виктор Осокин и сообщил, что поступления в бюджет от аренды земли в Алгае — 270 тысяч рублей в год.

Но переливание из пустого в порожнее длилось более получаса. В конце концов, депутат Олег Алексеев разумно предложил прекратить обсуждение и проголосовать. Понятно, проголосовали за принятие документа.

Да, в ходе обсуждений депутат-коммунист Александр Анидалов спросил Сергея Харькова, казак он или духовенство. Ни то, ни другое, скромно сказал Харьков. 

- А я — казак, - гордо сообщил Анидалов. - Но я против сословий.

Впереди паровоза

Совсем удивительное случилось на заседании комитета по социальной политике. Правительство внесло законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области». В пояснительной записке к документу написано буквально следующее: «Законопроектом вносятся изменения в отдельные законы области в части сохранения права на льготы, установленные законодательством области, при достижении возраста 55 лет женщинами и 60 лет мужчинами на период действия переходных положений, предусмотренных для назначения страховой пенсии по старости федеральным законодательством...»

То есть региональное правительство решило внести изменения в региональные правовые акты на опережение. Госдума еще не приняла закон об изменении пенсионного возраста, а Саратовская область уже живет по этому непринятому закону и исправляет свои правовые акты.

Так ли это, уточнила депутат от «Справедливой России» Зинаида Самсонова. Так, ответили ей. Тогда Зинаида Михайловна начала возмущаться тем, что регион идет впереди паровоза и сказала, что она, например, не уверена, что Госдума примет антинародный закон, против которого возражают 90 процентов населения. Но исполняющая обязанности министра социальной защиты Ирина Бузилова сказала, что документ этот принимается исключительно для того, чтобы подстраховаться и не лишить, не дай бог, женщин-55 и мужчин-60 льгот. Потому что льготами их велел обеспечить президент Путин. Ирина Борисовна даже зачитала цитату из выступления президента.

Самсонову поддержали депутаты от ЛДПР и коммунисты. Все возмущались такой «оперативностью» правительства.

Ситуацию пытался спасти Леонид Писной, который как мог старался объяснить, что теперь льготы для выходящих на пенсию людей привязаны не к определению «возраст выхода на пенсию», а к конкретным цифрам. То есть женщины будут получать льготы с 55 лет, мужчины — с 60.

Но Зинаида Самсонова требовала объяснить понятие «переходный период» и соглашалась голосовать за документ, если этот переходный период составит 10 лет.

Члены фракции ЛДПР были солидарны с Самсоновой, коммунисты говорили о преступном правительстве и антинародном режиме. Бузилова говорила о защите граждан. Весь этот балаган длился без нескольких минут час. Председатель комитета Александр Романов с какого-то момента перестал контролировать ситуацию и начал срываться на крик, но это не помогло.

В конце концов, большинством голосов членов «Единой России» законопроект внесен на думское заседание для принятия в двух чтениях.

О потерянном времени

Выше уже говорилось, что коммунисты используют думу, как публичную площадку для борьбы с действующей властью. Но делают это члены КПРФ так, что иногда кажется, что ситуация диаметрально противоположная. Агрессивный напор, нежелание выслушать оппонента, не говоря уже о заблаговременной подготовке к заседанием и внимательном изучении документов превращают оппозиционную де-юре партию в союзника «Единой России». Потому что на фоне нахрапистых коммунистов единороссы часто выглядят белыми и пушистыми. Что, понятное дело, совсем не так.

В среду состоялось шесть комитетов, во вторник — еще один. В общей сложности депутаты заседали почти восемь часов. Результативными — это когда можно было что-то понять в ходе обсуждения — были от силы три часа. Все остальное — митинговщина и популизм чистой воды. И еще отсутствие должной квалификации практически у всех докладчиков законопроектов. Нет, были исключения. Например, министр труда и занятости Наталья Соколова очень вежливо, четко и аргументированно парировала нападки коммунистов. Остальные докладчики от коммунистического напора «плыли».

Нет, когда в думе пятого созыва наличествовал всеобщий одобрямс, разбавленный внутрифракционной, внутривидовой борьбой — это, конечно, было очень плохо, но базар вместо рабочей обстановки — совсем перебор.

Ольга Насонова