Нурлан Бекмухамбетов: «Публика хочет ходить на молодых артистов»

Тенор Нурлан Бекмухамбетов саратовским любителям оперы знаком давно. Когда-то именно здесь он окончил консерваторию, именно в Саратове впервые вышел на сцену оперного театра. Сегодня Бекмухамбетов – солист московского театра «Новая опера» им. Колобова и активно гастролирующий артист. В Саратов он вернулся на один-единственный день: чтобы в рамках юбилейного Собиновского фестиваля исполнить партию Герцога в опере Дж. Верди «Риголетто»...

- Нурлан, своим выступлением вы как бы «закольцевали» свою творческую историю, вернувшись «на коне» туда, где все когда-то и начиналось...

- Да, я – выпускник Саратовской консерватории, закончил ее у Ефима Борисовича Лудера, и работал в Саратовском оперном театре с 1997 по 2001 год. Потом уехал в Москву, в Большой театр. После этого была Казань, аспирантура у Ирины Константиновны Архиповой в Московской консерватории... И в 2004 году меня пригласили на постановку «Искатели жемчуга» в «Новую оперу». Собственно говоря, с этого момента я и стал солистом «Новой оперы» и работаю там до сих пор. Пару лет назад добавился еще театр в Астане.

- Вас не хотели принимать в консерваторию...

- Да, из-за национального призвука. Причем об этом говорили моему педагогу: «Зачем ты его берешь, он нацмен, с ними очень трудно работать». А Ефим Борисович отвечал: «Я попробую». «Я тоже нацмен, еврей, и мне тоже очень трудно исправить недостатки произношения, как и тебе. Вот и попробуем с тобой это сделать», - сказал он мне.

- И сегодня, добившись желаемого, вы испытываете некий внутренний триумф?

- На самом деле это не триумф, это такая радость и ответственность: выступить на сцене альма-матер. Ведь в этом театре были первые мои шаги на оперной сцене, здесь я начал петь свои первые роли – например, Гастон в опере «Травиата».

- В интервью вы говорили, что характер влияет на тембр голоса, на манеру исполнения... А существует ли обратная связь, влияет ли исполняемый репертуар на характер и жизнь артиста?

- Конечно, влияет. Вот я сейчас пел Герцога, он такой сибарит. А вот мой последний спектакль «Богема» - совсем другая история. Там мой герой – поэт, его любимая девушка умирает, происходит трагедия. То есть любая роль накладывает отпечаток и на голос... да на все, если разобраться.

- Как вы считаете, сейчас зритель стал более требовательным и пресыщенным? Осенью в Москве выступал великий Хосе Каррерас – пустовала едва ли не треть зала...

- Просто сейчас оперное искусство, как бы сказал Юрий Темирканов, стало коммерческим. На телевидении стало появляться больше и оперы, и балета, а уж людей, которые хотят петь, много было, есть и будет всегда. И некоторые думают, действительно: а зачем ходить на дедушку (хотя он и поет великолепно), нужно ходить на тех, кто молод, и...

- ... о ком спустя двадцать лет можно будет сказать «а вот тогда я его слушал».

- Да! Потому что сейчас можно очень многое просто взять и послушать. А ведь в театр люди ходят не только послушать, но и посмотреть. Поэтому публика предпочитает ходить на молодых артистов.

Дмитрий МАРКИН