Ну и «Ню»: итоги Московского кинофестиваля

С 19 по 26 апреля в столице проходил 40-й юбилейный Московский Международный кинофестиваль. Но о юбилее ничего не напоминало, не было никаких особых мероприятий, и прошел он так же тихо и буднично, как и предыдущий. К тому же в этот раз, в отличие от прошлых он проходил не в июне, а был перенесен на апрель из-за предстоящего чемпионата мира по футболу. 

Основное жюри фестиваля возглавил итальянский продюсер Паоло Дель Брокко. В его состав вошли: китайский режиссер Цяо Лян, чей фильм «Хохлатый ибис» был победителем прошлогоднего фестиваля, российский режиссер Анна Меликян, американский актер Джон Сэвидж и хорошо известная нам немецкая, вернее, интернациональная актриса Настасья Кински. Причем эти два актера встретились спустя много лет. В 1984 году они снимались в фильме Андрея Михалкова-Кончаловского «Любовники Марии».

Французский актер Сами Насери, известный по фильму «Такси» возглавил Жюри короткометражных фильмов. На пресс-конференции итальянского фильма-мюзикла «Ричард спускается в ад» появился исполнитель главной роли Массимо Раньери, уже посещавший фестиваль два года назад. Вот, пожалуй, и все именитые гости фестиваля. 

По красной дорожке церемоний открытия и закрытия, в основном, шла масса людей, никому не известных. Их количество значительно превышало количество известных актеров. 

Всего в основном конкурсе было представлено 16 фильмов, но запомнились лишь четыре- пять, и многие критики отметили, что конкурс был слабый. 

Россия представила три фильма, и все они получили награды. Лучшим фильмом жюри признало «Царь-птица» якутского режиссера Эдуарда Новикова. Он получил «Золотого Святого Георгия». Фильм, действие которого происходит в Якутии в 30-е годы, действительно трогает своим каким-то волшебством и поэтичностью. «Серебряного Святого Георгия» за лучшую режиссерскую работу получил Александр Котт за фильм «Спитак», рассказывающий о трагическом землетрясении в Армении в 1988 году.

Специальным Призом жюри «Серебряный Святой Георгий» была отмечена российская лента «Ню», снятая китаянкой Ян Гэ. Она же является и автором сценария, и исполнительницей главной роли. В настоящее время она живет в Москве, учится во ВГИКе у Сергея Соловьева, была участницей телепроекта «Голос». Ее фильм вызвал ажиотаж на пресс-показе, зал не смог вместить всех желающих его посмотреть. 

В центре фильма девушка китаянка, приехавшая в Москву в поисках любви. То она бродит по городу, то выступает, исполняя песни на молодежных тусовках, то принимает у себя в квартире голышом очередного партнера. Слава Богу, это «действо» длилось всего час. Многие не выдерживали и уходили из зала, не дождавшись конца. Но были и восторженные отзывы, да и компетентное жюри ведь за что-то отметило. Непонятно...

Приз «Серебряный Святой Георгий» За лучшее исполнение мужской роли получил Киран Чарнок за новозеландский фильм «Заблудшие». Надо отметить, что фильм из Новой Зеландии впервые участвовал в конкурсе ММКФ. 

Итальянская актриса Джованна Меццоджорно удостоилась «Серебряного Святого Георгия» за лучшее исполнение женской роли в фильме «Неаполь под пеленой» режиссера Ферзана Озпетека. Многим  эта актриса запомнилась по прекрасному фильму этого же режиссера «Окно напротив». Жаль, что в Москву она не смогла приехать. На церемонии открытия фестиваля почтили память великого русского актера, нашего земляка Олега Павловича Табакова, наградив посмертно Призом «За вклад в мировой кинематограф». Получал Приз его сын Павел. 

По традиции, на церемонии закрытия фестиваля вручается Специальный Приз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского «Верю. Константин Станиславский». В этот раз его обладателем стала Настасья Кински.

Проведение ММКФ в этом году в апреле – это вынужденная мера, так сложилось. Погода не радовала, было холодно, шли дожди. В июне, конечно, комфортнее, но Президенту фестиваля Никите Сергеевичу Михалкову все очень понравилось, и он сказал, что надо подумать о проведении фестиваля в апреле постоянно. Таким образом, мы будем первыми в году, опередив Каннский и других.

Владимир КРАСНИКОВ, фото автора