Новый законопроект приравняет пьяное ДТП с жертвами к умышленному убийству

Граждане, садящиеся за руль в нетрезвом виде, ежегодно становятся виновниками тысяч ДТП со смертельным исходом. По данным ГИБДД, в прошлом году в авариях с участием пьяных водителей погибли 4296 человек, и в пять раз больше получили ранения. 

В этой связи члены сразу нескольких фракций Госдумы разработали законопроект, приравнивающий пьяное ДТП со смертельным исходом к умышленному убийству по степени ответственности. Несмотря на всю серьезность проблемы однозначного одобрения инициатива пока не получила – многим она кажется чересчур радикальной.

Сами авторы законопроекта утверждают, что об усилении ответственности за автомобильные аварии по вине нетрезвых водителей просят многие избиратели в регионах. Мол, несмотря на все ранее предпринятые меры число пьяных ДТП со смертельным исходом не сокращается.

Законопроект уже направили в правительство и Верховный суд. Если отзывы будут положительными, то его могут внести на рассмотрение Госдумы в весеннюю сессию.

Отметим, что сейчас наказание за пьяное ДТП с жертвами может составить от двух до девяти лет лишения свободы (как за убийство по неосторожности). Новый документ предполагает увеличение до 15 лет срока лишения свободы, если в результате ДТП по вине нетрезвого водителя погибли двое и более человек. На 12 лет предлагается отправлять в тюрьму за гибель одного человека и на 7 лет в случае причинения тяжкого вреда здоровью.

«Репортер64» обратился за комментарием к председателю московского областного отделения «Комитета по защите прав автомобилистов», основателю «Общества синих ведерок» Алексею Дозорову:

- У меня двойственное отношение к данной инициативе: с одной стороны срок наказания можно бы и увеличить, но с другой – приравнивать пьяные смертельные ДТП к умышленному убийству – все-таки чересчур. Да, управление автомобилем в пьяном виде – это общественно опасное деяние, но оно не сопровождается умыслом на убийство, так что выстраивать подобную причинно-следственную связь напрямую, на мой взгляд, неправильно.

А в случае с непредумышленным убийством могут иметь место огромное количество разных вариантов, и пьяное вождение – только один из них. Впрочем, в любом случае, наказание за него должно быть, и оно должно быть достаточно суровым. Возможно, и имеет смысл ужесточить уже действующее законодательство, которое сейчас предусматривает за ДТП со смертельным исходом, совершенное в пьяном виде, от 2 до 9 лет лишения свободы. Конечно, и 9 лет – срок весьма немалый, так что наказание суровое. С другой стороны закон не зря предусматривает «вилку» - от 2 до 9. В ее рамках суд имеет возможность вынести максимально объективное решение, с учетом всех обстоятельств дела, которых, повторю, может быть великое множество. Тут следует учесть и состояние нарушителя – имело дли место опьянение или только следы алкоголя в крови, и дорожные условия, и поведение других участников движения, и поведение самого потерпевшего. В зависимости от всего этого и определяется итоговый срок наказания. Так что, при любом максимальном сроке, эту «вилку» в законе необходимо оставить. 

Но самое главное – любое наказание должно быть неотвратимым, чтобы никто не мог ни откупиться от ответственности, ни достичь мирового соглашения с родственниками потерпевшего – в этом отношении смертельное ДТП действительно должно быть приравнено к умышленному убийству. А то у нас уход от наказания в подобных случаях – не редкость, особенно если у виновника есть административный или финансовый ресурс. 

К сожалению, у нас в стране наблюдается значительный разрыв между законодательством и правоприменительной практикой. Наши депутаты относятся к своему законотворчеству, на мой взгляд, чересчур легкомысленно и слишком дают волю «взбесившемуся принтеру», печатающему сырые законы, с расчетом на то, что «практика поправит». Практика должна не поправлять, а действовать. 

Так и в данном случае: не думаю, что практика покажет правоту решения увеличить максимальный срок с 9 до 15 лет. Те, кто пьяным лезет за руль, в этот момент меньше всего думают о возможных последствиях и наказании за них. И уж тем более не озаботятся они тем, что «теперича не то что давеча – пятнаха это вам не девятка». 

В общем, я думаю, что ужесточение наказания мало кого испугает, и снижения количества смертельных ДТП не стоит ждать ни в ближайшем будущем, ни в долгосрочной перспективе. Лично я гораздо большего жду от более интенсивной пропаганды, чтобы буквально вбить в голову каждого из нас: пьяный за рулем – убийца, и только так! 

Павел Плотников

Подписывайтесь на наш телеграм-канал