Новый саратовский аэропорт – обуза или мечта?

На минувшей неделе был дан торжественный старт строительству пассажирского терминала нового саратовского аэропорта. К данному долгострою отношение в регионе неоднозначное, многие с самого начала сомневались, что он когда-нибудь закончится, другие высказывали мнение, что на эти деньги можно было бы профинансировать более важные проекты.

Не исключено, что теперь общественное мнение, в целом, станет менее критичным к происходящему в поле близ села Сабуровка, а для кого-то аэропорт-обуза превратится-таки в аэропорт-мечту. Тем более что власти предоставили жителям области самим выбрать название для будущего терминала и активное голосование уже началось. Кроме того, заработал официальный сайт аэропорта, на котором можно узнать последние изменения на стройплощадке.

Вопрос из вопросов – принесет ли этот мега-проект в итоге экономическую выгоду региону?

Тем временем, посетивший Саратовскую область первый зампред правительства РФ Игорь Шувалов посоветовал развивать в регионе средний и малый бизнес. «Надо заниматься крупными предприятиями, но основа благосостояния каждого города это - средний и малый бизнес, им нужно всячески помогать, например земельными участками», - сказал он. Теперь предпринимателям и тем, кто собирается открыть свое дело, видимо, остается ждать, последуют ли после слов большого чиновника какие-либо изменения в сторону поддержки малого бизнеса или разговор останется чисто теоретическим.

Между тем, в Саратове одновременно написали заявления об увольнении сразу два руководителя крупных культурных учреждений – филармонии и оперного театра. В первом случае причиной стал скандал, закончившийся голодовкой артистов, во втором – возможно, предстоящая масштабная реконструкция за государственный счет, из-за чего планируется привлечь другого специалиста. Так кто же должен стоять во главе таких организаций, чтобы приносить региону максимальную пользу, не допуская при этом голодовок, пожаров и прочих неурядиц, – творческие представители культурной сферы или хозяйственники, управленцы? Спросим об этом у экспертов «Репортёра» - известных саратовских политиков, депутатов, общественников, журналистов. Всего три вопроса:

1. Как вы сегодня оцениваете целесообразность строительства нового аэропорта и верите ли в его будущую экономическую пользу для Саратовской области?

2. Согласны ли вы с Игорем Шуваловым на счет необходимости развития малого бизнеса в нашем регионе, и какие, по-вашему, требуются шаги, чтобы воспользоваться его советами?

3. Каково ваше отношение к очередным увольнениям руководителей культурных учреждений Саратовской области? Специалисты какого профиля должны стоять во главе филармонии, театров и подобных организаций?

Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Саратовской области, депутат областной думы

1) Мое мнение остается прежним – новый аэропорт необходим Саратовской области.

Во-первых, появится возможность вылетать из Саратова в другие города России и за рубеж, сейчас приходится делать пересадку в Москве. Это сэкономит жителям и гостям области деньги и время.

Во-вторых, строительство грузового терминала откроет для бизнеса новые возможности. Если бизнес развивается – бюджет получает больше доходов.

В-третьих, появятся новые рабочие места, что архиважно для Саратова. И не только низковалифицированные, а еще и высококвалифицированные, для выпускников технического вуза.

Поэтому новый аэропорт имеет большое положительное значение для развития области, его экономического будущего.

2) Удивляет, что чиновник столь высокого уровня «вдруг» увидел, что с малым и среднем бизнесом у нас не все так радужно.

На государственном уровне много разговоров о важности малого бизнеса, но на деле никаких изменений для его развития нет. Постоянные проверки не дают развиваться, бюджетная помощь сокращается, зато появляется все больше бюрократических препон.

В регионах прекрасно понимают, что малый и средний бизнес это основа экономики, но основные законы принимают на федеральном уровне. В стране достаточный чиновничий аппарат, чтобы отследить действие законов на малый бизнес, и понять, что мешает его развитию. Поэтому советы Шувалов должен давать сам себе.

Нужны грамотные законы для функционирования малого и среднего бизнеса, но сегодня этого нет, есть только советы.

3) У нас уже некоторое время складывается нездоровая ситуация в культуре. Частая сменяемость руководства – это плохой показатель в этой сфере.

К назначениям нужно подходить очень ответственно. Руководить культурными учреждениями должны исключительно люди культуры, которые знают этот мир изнутри. А вот их заместителями должны быть финансисты и хозяйственники, чтобы обеспечить нормальное функционирование учреждений. Руководители, в первую очередь, должны понимать репертуар, быть на волне с творческим коллективом. Тогда учреждение ждет творческое развитие, а ведь именно этого мы ждем от театров и филармоний, мы растем вместе с ними. Культурные мероприятия не только воспитывают человека, они заставляют задуматься о своей жизни.

У Саратовской области есть культурный потенциал, чтобы прославить регион, но без грамотных руководителей ничего не выйдет.

Роман АРБИТМАН, публицист, критик

1) Если учесть, что сроки сдачи нового аэропорта многократно переносились и не забыть о губернаторской предвыборной кампании, то я бы раньше времени не радовался. Боюсь, в скором времени сроки опять начнут сдвигаться в бесконечность и, в итоге, новый терминал будет сдан в эксплуатацию уже тогда, когда авиацию сменит какой-то другой вид транспорта - например, обещанная фантастами нуль-транспортировка. Так что на месте областных властей я бы заранее переформатировал аэропорт, например, в космопорт. Когда-нибудь наши космические корабли начнут бороздить просторы Вселенной... и к этому времени наш долгострой как раз и будет завершен.

2) Думаю, зампред правительства РФ Шувалов должен поддерживать малый бизнес не только на словах, но и на деле. Почему бы не помочь нашей области конкретно? В Саратове можно было бы разместить, например, Центр разведения собак корги. Сколько рабочих мест можно было сразу создать на базе этого Центра! Ветеринары для корги, повара для корги, пилоты для корги, охрана для корги, пиар для корги... Я почти уверен, что правительство области не откажет этим малым бизнесменам и выделит им земельный участок. Как известно, собака - друг человека, а поскольку Шувалов и его семейство - большие друзья корги, наша область в их лице приобретет себе влиятельных друзей.

3) Как известно, наш областной центр так и не смог стать столицей Поволжья, но сделаться хотя бы культурной столицей Поволжья мы еще успеваем. Главное, не доверять руководство культурными учреждениями в области ни творческим людям (они слишком увлекаются), ни хозяйственникам (они чересчур прагматичны). Полагаю, что все театры, музеи, библиотеки и пр. учреждения культуры должен возглавить один человек -- Валерий Васильевич Радаев. Он и не творец, и не хозяйственник, так что перекосов не будет. И финансовые проблемы у культурных объектов сразу отпадут: ну какой же руководитель станет обделять своё учреждение? Валерий Васильевич - широкая натура, мы это давно заметили. Авось бюджетные деньги в этом случае будут не выброшены на ветер, а брошены на культуру. Мелочь, а приятно.

Ольга АЛИМОВА, первый секретарь Саратовского обкома КПРФ

1) Никак не оцениваю. Это прожект, которому, возможно, повезло стать реальностью. Но, по сути, он как был прожектом, так прожектом и останется. Даже в том случае, если все звезды сойдутся как надо и аэропорт все-таки построят.

Саратов, к большому моему сожалению, вовсе не магнит притяжения ни для бизнеса, ни для туристов. Так что я сомневаюсь, будет ли огромный пассажирский поток.

Но это показатель работы региональной власти — строить то, что не требуется в первую очередь.

2) Хороший совет, нужный... Но стоило ли лететь аж в Петровск такому высокому чиновнику, как первый зампред правительства РФ, для того чтобы произнести такую банальность?! По идее, врио губернатора Радаев и так должен быть в курсе того, что именно малый и средний бизнес — это оплот среднего класса, который, по мысли нынешних либералов, является опорой государства. И, кстати, именно малый и средний бизнес планомерно и даже методично уничтожается этим самым государством, которое явно делает ставку на бизнес-монстров уровня «Газпрома» и «Роснефти».

Но никаких конкретных шагов для поддержки малого и среднего предпринимательства не делается, обходясь исключительно декларациями о намерениях с высоких трибун. Но проблема даже не в государственной поддержке предпринимателей. Главная проблема в том, что день ото дня у населения сокращается уровень потребления. Кому будет продавать свой товар или услуги коммерсант в условном Петровске, если у местных жителей банально нет денег?!

То есть государству надо заниматься в первую очередь проблемой массового обеднения населения. Ведь тут простая логика — будут у людей деньги, они будут их тратить и тем самым помогать предпринимателям. А пытаться речами с высокой трибуны заставить жить малый и средний бизнес не получится!

А вообще все эти вояжи именитых гостей в предвыборный период связаны с тем, чтобы показать гражданам, что «вон какие величины приезжают к нам, поддерживают губернатора». Уверена, что никаких дальнейших шагов от Шувалова не последует. Единственную задачу — съездить в какой-то Петровск — он выполнил.

3) Голодовка — это, конечно, крайняя мера. И понятно, что люди пошли на неё не от хорошей жизни. Я целиком и полностью поддерживаю участников ансамбля «Балаган» и рада, что они заставили власть пойти им навстречу. Это, кстати, показатель того, как власть боится гражданского протеста!

Но тут есть один нюанс. По-хорошему, надзорным органам надо бы разобраться, как вообще смогла сложиться ситуация, когда урезалось госфинансирование культуры в нашей области настолько, что директор филармонии была вынуждена сокращать людей. Если деньги в бюджет изначально на этот ансамбль не закладывались — это один вопрос, а вот если они перестали внезапно поступать, хотя были запланированы, — это другой. И, соответственно, другой уровень компетенции и ответственности. Я уверена, что оптимизацию задумала не Е. Ченченко. Наверняка она пыталась сохранить замечательные коллективы «Апельсин», «Балаган», ибо это престиж филармонии. Но указивки сверху по оптимизации, а вернее по уничтожению, привели к этой непростой ситуации.

И меня терзают смутные сомнения: как-то быстро отреагировала власть и нашла крайнего…

Александр ЕРМИШИН, руководитель саратовского городского отделения партии «Яблоко» и общественного движения «Жить здесь»

1) Для меня проект строительства нового аэропорта в Сабуровке с самого его появления выглядит весьма странным как с точки зрения экономики, так и с точки зрения удобства для жителей города. То обстоятельство, что в аэропорт можно выехать за час до вылета самолета и никуда не опоздать, а после прилета через 10 минут оказаться в самом центре города – преимущество, которым могут похвастаться мало какие города. Чтобы добраться до Сабуровки, смело прибавляйте 1,5-2 часа и пока еще непонятно, какую сумму денег. Что касается того, что старый аэропорт не принимает «большие» самолеты, так Эмбрайеры Саратовских авиалиний со своей дальностью полета в 4000 км из Саратова покрывают всю Европу, север Африки и Ближний Восток. Зайдите на Гуглмап и нарисуйте окружность радиусом 4000 км с центром в Саратове, и все станет понятно. Если на то пошло, можно и из Москвы слетать, или из другого соседнего аэропорта.

Что касается того, что новый аэропорт как-то радикально скажется на инвестиционной привлекательности региона, в этом у меня лично тоже большие сомнения. Слишком много факторов, помимо аэропорта, для этого должно сложиться. Аэропорт может быть «вишенкой на торте», но никак не драйвером развития.

2) Я бы не спешил пользоваться конкретно этим советом. Да, я согласен, что средний и малый бизнес может стать драйвером развития города и региона и в плане экономики и в плане того, что упрощенно называется благоустройством. По крайней мере, его влияние представляется более существенным, чем влияние нового аэропорта.

Единственное что именно земельные участки, как ресурс, нужны весьма ограниченному списку направлений бизнеса. В первую очередь девелоперам и застройщикам, разумеется, ну и сельскому хозяйству, хотя для города это не столь актуально. Для всего остального спектра направлений малого и среднего бизнеса вопрос доступности земельных участков, как мне представляется, не столь актуален.

Земельные участки и вообще муниципальное имущество – это тот ресурс муниципалитета, использование которого в предыдущие годы сложно назвать эффективным. В результате передачи земельных участков в черте города в частные руки возникло множество градостроительных конфликтов с одной стороны, а с другой стороны, муниципалитет лишился одного из основных своих ресурсов и, насколько я понимаю, перестал быть игроком на рынке того же жилищного строительства. Бюджету, судя по долговой нагрузке на него, это тоже не слишком помогло.

А с тем, что город должен быть заинтересован в развитии малого и среднего бизнеса, я, повторюсь, согласен.

3) На этот вопрос у меня нет ответа. Во-первых, я достаточно далек от этой сферы человеческого бытия. А во-вторых, насколько я понимаю, в стране и мире существуют примеры как успешного, так и неуспешного руководства учреждениями культуры как людьми «из профессии», так и «универсальными» хозяйственниками и управленцами. Из общих соображений следует, что это должна быть некая комбинация навыков и компетенций, но даже хозяйственники и управленцы должны быть в душе гуманитариями, причем обладающими навыками коммуникации с людьми с тонкой душевной организацией.

Людмила БОКОВА, сопредседатель Саратовского регионального штаба Общероссийского народного фронта, член Совета Федерации ФС РФ

1) Как правило, в Саратовской области скептически подходят ко многим начинаниям, если судить по общественному мнению. Новый аэропорт исключением не стал. И все же работа ведется, сроки установлены и находятся под личным контролем губернатора. Что касается затрат, то на строительство нового аэропорта нужно смотреть как на инвестиционный проект, который позволит привлечь в Саратовскую область бизнес, технологии и туристов.

2) Малый и средний бизнес – основа городской экономики, в этом с Игорем Шуваловым трудно спорить. Вопрос поддержки бизнеса также является одним из наиболее часто обсуждаемых: в Саратовской области свои предложения по этой теме выдвигает «Опора России», Торгово-промышленная палата и другие общественные объединения. И если бюджетных средств для помощи бизнесу не всегда хватает, то действительно нужно искать и внедрять нематериальные формы поддержки. Например, упрощать документооборот, снижать количество проверок и предоставлять льготы социально ответственным предпринимателям. Помогая бизнесу, который создает рабочие места, мы снимаем с государства часть социальных расходов – об этом нужно помнить.

3) В каждом случае нужно разбираться отдельно. Однозначно можно сказать лишь о том, что любое экстраординарное событие в стенах того или другого учреждения – это не столько показатель провальной работы его руководителя, сколько сигнал о том, что в коллективе нет связи между начальством и подчиненными.

Александр СВЕШНИКОВ, главный редактор информационно-аналитического портала «Богатей-онлайн»

1) Строительство нового аэропорта в Саратове – вещь неизбежная. И не только потому, что старый аэропорт уже много лет как устарел по всем параметрам (вспомним, что о строительстве нового заговорили в 1972 году), но еще и потому, что, по известным правилам, аэродромы любого назначения (будь то гражданского или военного) должны занимать так называемую приаэродромную территорию в радиусе 30 км от некоей центральной точки объекта (именно так построены аэродромы в других российских городах).

Как известно, два нынешних саратовских аэродрома (гражданский на Соколовой горе и военный в поселке Сокол) полностью перекрывают территорию города Саратова, что, в принципе, должно создавать непреодолимые трудности для строителей, которые обязаны просить разрешение на возведение объектов у руководителей этих аэродромов.

Я думаю, что неоднозначность отношения к проекту саратовского аэродрома в Сабуровке, скорее, возникла не от спора о его необходимости, а от того, насколько затянулся уже насчитывающий пятилетний срок его строительства, а также от финансовых перипетий в силу нищеты как федерального, так и регионального бюджетов.

Что же касается экономической пользы нового аэропорта для области, то это вопрос достаточно сложный, заранее предугадать ответ вряд ли кто сегодня решится. Но совершенно понятно, что для саратовских пассажиров новый аэропорт сильно ударит по карману (говорят, рост услуг может составить до 30 процентов).

Этого бы не случилось, если бы затраты на строительство таких важных объектов, имеющих скорее общероссийский, чем региональный статус, как делалось раньше, делились на две равные доли между федеральным центром и регионом. Но откуда у нищего Саратовского региона на это средства, как нет их и у скромного по всем параметрам федерального бюджета? Отсюда и появилась реализующаяся сегодня идея концессионного партнерства.

2) Устами вице-премьера правительства РФ И. Шувалова мед бы пить, потому что о помощи малому и среднему российскому бизнесу уже много лет не говорит только ленивый. Однако – воз и ныне там, потому что нет настоящей государственной политики помощи предпринимателям из этой отрасли экономики, по общему мнению, самой важной для благополучия населения.

А пока государственные мужи произносят дежурные красивые слова, предпринимателей душат растущими налогами (и они просто-напросто сворачивают свою деятельность), мучают бесконечными проверками (цель которых зачастую не навести порядок, а наглым образом содрать куш). О таких фактах рейдерских налетов рассказывают сами предприниматели, но обращаться в полицию боятся.

Как можно открыть свой бизнес, если со стороны государственных и муниципальных органов нет никаких на этот счет преференций: ни по отводу земельного участка, ни по арендной плате, ни по налоговым отчислениям хотя бы на первые года три? Мало кто рискует. Не говоря уже о банках, которые вместо инвестирования дают кредиты под большие проценты, ставя предпринимателя перед выбором: плати или по кредиту, или налоги.

О состоянии малого и среднего бизнеса в Саратовской области красноречивее всего говорят общеизвестные цифры. Доля разных сфер деятельности в этом секторе экономики такова: торговля и услуги – 50%; производство – 13%; строительство – 12%; операции с недвижимостью – 10%; транспорт и связь – 3%.

Вывод напрашивается сам собой: люди идут туда, где меньше риска, больше возможности заработать и оплатить риски, связанные с различными проверками.

3) В случае с филармонией ситуация проста до банальности. Как призналась министр культуры, работа идет в рамках оптимизации, то есть сокращения штатов по причине нехватки средств. Этот процесс, как известно, захватил и другие сферы: образование и медицину. Положение, можно сказать, безнадежное и никак не зависящее от того же директора филармонии. Она оказалась крайней в глазах вышестоящих от нее чиновников в этом скандале с голодовкой.

В случае с оперным театром много может быть закулисного – того, о чем мы ничего никогда не узнаем. Знаем только, что у нынешнего директора закончился контракт. А почему его не оставляют на этой должности – вопрос другой. Возможно, есть другая кандидатура, которая нужна под выделенные деньги.

Вопрос о том, «кто же должен стоять во главе таких организаций, чтобы приносить региону максимальную пользу, не допуская при этом голодовок, пожаров и прочих неурядиц, – творческие представители культурной сферы или хозяйственники, управленцы?», на мой взгляд, решается очень просто. Как показывает практика, для руководства любым учреждением нужны, прежде всего, люди с талантом управленца. Желательно (но далеко не обязательно), чтобы такой человек еще и имел опыт работы в этой сфере деятельности. Но это встречается не так уж часто.

Вячеслав ТРОФИМОВ, председатель Гражданской общественной палаты Саратовской области

1) В начале строительства аэропорта я был одним из тех, кто критиковал как сам проект, так и доводы о его необходимости для города и региона.

Нельзя сказать, что всеобщая критика прошла бесследно, кое-что подправили по ходу строительства, резали природу по живому, с нарушениями и без всякого обсуждения. Например, удлинили взлётно-посадочную полосу до 3 км. Ничего, что залезли на дороги, пруды-рыбопитомники и дачи с коттеджами в живописной пригородной зоне, зато у нас будет аэропорт. В чистом поле, но слегка застроенном домами и дачами.

А, может, и короткая полоса подошла бы, если не рвать штаны в погоне за хабами и миллионами пассажиров, а просто построить новый аэропорт в другом месте, если уж припёрло и надо скорее освоить миллиарды бюджетных денег?

В погоне за ними пришлось угробить ведущее мостостроительное предприятие региона - «Волгомост», ему не повезло - слишком много взяли то ли денег, то ли ответственности. Интересно также развитие ситуации потом, когда поменяли подрядчика, решили вопрос о возобновлении строительства и его финансирования. Даже Вексельберга уломали, когда он уже почти сделал ноги, пообещав помочь с инвесторами. Не иначе как наш земляк постарался, повлиял, или сделал предложение, от коего нельзя отказаться.

Зачем Вексельбергу аэропорт в Саратове, и к тому же хаб, если он уже вложил много ярдов в реконструкцию аэропорта в Самаре, который может легко обеспечить перевозки нескольких миллионов пассажиров всех соседних областей, включая Саратовскую?

Кроме того, он строит новый аэропорт под Ростовом, и там реально будет международный хаб с Боингами.

Повис и такой вопрос: откуда возьмутся пассажиры, если нынешний саратовский аэропорт едва набирает 350-400 тысяч в год?

2) Мне видится, что визит Шувалова носил информационный и рекламный характер: посмотреть на мэра Дениса и его же поддержать, если понадобится. Видимо, мэр Денис планируется определёнными кругами на должность губернатора Саратовской области, поэтому понадобилась поддержка высокого гостя, провели своего рода смотрины на месте. Ждём решения. Если приглянулся, получит путёвку или билет в высшее общество.

Курсы молодого бойца в Сколково уже прошёл, пора в плавание. Одна проблема: показать нечего. Кому-то и что-то придётся делать, а денег нет.

Про малый бизнес и говорить не хочется: как выборы, нам про малый бизнес и дольщиков, после выборов всё забывается.

3) Скандалы в филармонии и в оперном есть лишь повод для принятия решений, а причина уже ясна: деньги кому попало доверить нельзя, только проверенные и бывалые кадры могут и будут делить и считать.

Ответ видится предельно простым и очевидным: оба учреждения объединят в какое-нибудь непременно творческое и насквозь культурное учреждение под руководством проверенных кадров и непременно перед выборами, дабы обеспечить поддержку культурной интеллигенции.