Новая пионерия

В праздничных линейках по случаю Дня знаний в Саратове активно участвовали представители не так давно созданного Российского движения школьников. Ученикам было передано поздравление от председателя РДШ, летчика-космонавта, Героя России Сергея Рязанского.

А наши обозреватели заспорили, нужны ли нашим школьникам какие-либо движения кроме тех, что они совершают по собственной воле или по воле учителя физкультуры. Мнения традиционно получились полярными.

Транслятор практик

Всё здесь смутно, непонятно и нелепо. Начиная с названия. Ну что это за аббревиатура – РДШ? «ЭрДэШа» - вообще не звучит, язык сломаешь. И как будут называться члены организации – эрдэшата? Тут поневоле начнешь ностальгировать по советскому времени. Октябренок, пионер, комсомолец – это звучит. Если и не гордо, то просто звучит хотя бы. А эрдеш или эрдэшатник не звучит никак, и даже хуже, чем никак. То есть, сразу понятно количество и качество творческой энергии вложенной в новое начинание.

Впрочем, кто бы ни был автором названия, я его тоже понимаю. Трудно подобрать звонкое, яркое имя настолько бесформенной идее. Ни идеологии, ни даже просто понимания смысла всей затеи. Зачем? Чтоб было. Ну, а раз так – то уж явно это будет не союз и не отряд. А именно что какое-то движение, и даже не спрашивайте, кто и куда движется.

Дальше – хуже. На сайте РДШ написано: «общественно-государственная детско-юношеская организация». Ну что это такое - детско-юношеская. Я за время пребывания в советской школе в трех организациях перебывал по мере взросления, а тут всех в одно стойло. Опять-таки, сразу видно некоторое скупердяйство – ну, или разумная экономия, как вам больше нравится. А председатель регионального отделения РДШ Елена Рузанова так и вовсе заявила на пресс-конференции 1 июня, что саратовское отделение может работать без финансирования. Добавив, правда, что «транспортные и прочие расходы» возьмет на себя муниципалитет.

Тут опять-таки сразу понятно, каков будет масштаб и размах работы организации. Пионерская организация и с финансированием ничего толком не делала, кроме сбора вторсырья, а уж эти-то, да еще и бесплатно… Не то чтоб я не верил в энтузиазм. Можно работать бесплатно – но за идею. А у эрдэшат пока что идеи настолько невнятные, что их приходится описывать словами замминистра образования области Валерии Ушаковой, как на той же пресс-конференции трехмесячной давности: «Оно (РДШ) должно стать транслятором самых лучших практик. Мы объединим все остальные общественные школьные организации».

Транслятор лучших практик – это хорошо, я такое люблю. Каждое слово по отдельности вроде понятно, а вместе получается нечто совершенно бессмысленное, но внушительно звучащее. Вот насчет «объединим» - это вроде ясно, хотя тоже не очень. Потому что на сайте написано «надежный государственный партнёр», а на пресс-конференции аналогом РДШ называют комсомол. Давайте уж тогда определяться. Либо партнер, и тогда да, можно существовать на полуобщественных началах, привлекать гранты, и так далее. А если комсомол – тогда уже давайте финансирование. Ну, или хотя бы идею. А без идеи и без денег – это уже крепостное право какое-то.

Итак, денег нет, идеи нет, названия тоже толком нет, и предполагаемое занятие – транслировать практики. А что, нормально. Наверное, такой и должна быть нынешняя пионерия - ах да, и комсомол вдобавок. «К борьбе за повсеместную трансляцию лучших практик будь готов!» «Всегда готов» - и строй семиклассников вздымает в салюте руки со смартфонами. Все дружно «раскрывают свои таланты», участвуют во всероссийских конкурсах и фестивалях, и встречаются с «ветеранами, журналистами, актерами и героями России» (актуальные направления деятельности все с того же сайта). Я совершенно не против, но зачем для всего этого нужно РДШ? Ей-богу, лучше б макулатуру собирали, всё польза для народного хозяйства.

Или считается, что нынешнее поколение даже для сбора макулатуры не годно? Тогда оставьте бедных детей в покое. У них с внеклассной активностью и так всё в порядке, и даже слишком иногда. И в олимпиадах участвуют, и в фестивалях, и в конкурсах. Хватит уже плодить бюрократию. Знаем мы эти ваши «общественно-государственные» организации, знаем и работу без финансирования. Оглянуться не успеешь, как «прочие расходы», повешенные на муниципалитет, начнут съедать существенную долю и без того дырявого бюджета. Такой комсомол нам не нужен.

Степан ПРОБКА

Установка на добро

Я знаю, что такое движение школьников. Особенно когда прихожу в свою школу и пытаюсь подняться этажом выше. Любой класс в количестве тридцати человек, даже если это первоклашки, снесет самого крепкого взрослого. Это стадо бизонов, а не детвора. В том смысле, что растопчут и даже не заметят. Они же в столовую спешат, какое им дело до раздавленного мужика. Там же макароны с сосиской!

Потому я за управляемое школьное движение. Дело ведь не в названии. Не нравится РДШ – называй эту структуру просто движением. Тем более что как бы мы ни назвали эту организацию, все равно получится пионерия.

У взрослых, какую бы партию они ни создавали, получается КПСС. Применительно к детям ничего другого, кроме организации, в которой на шею повязывают галстук, у них тоже не выйдет. Но оно и к лучшему.

Этот красный (да хоть фиолетовый!) галстук на шее реально что-то менял в сознании. То, что тебе его повязали, свидетельствовало о твоих несомненных достоинствах. Поскольку абы кому галстук носить не разрешали. Это право нужно было заслужить. Хорошими оценками, например.

Хулиганов и грязнуль в пионеры не принимали. Поведение должно было быть примерным, а уши, руки и помыслы – чистыми. Нужно было обладать и другими добродетелями. Хотя бы раз следовало перевести старушку через дорогу, хотя бы раз необходимо было отметиться в сборе вторсырья, чтобы потом собирать его гораздо чаще и с большим энтузиазмом.

То есть кусок материи повышал самооценку ребенка, что очень важно в этом возрасте. И направлял его на дороге взросления и созревания правильными тропами. Детей учили быть полезными обществу.

Ну и сравните тех пионеров и комсомольцев с представителями одной из нынешних припартийных структур, в которой собрались проходимцы и карьеристы. Помогавшие ветеранам пионеры стремились оставаться неизвестными. Нынешние каждое свое действие фиксируют и выкладывают в соцсетях. Есть в этом что-то гаденькое.

Не любите пионерию за ее идеологическую составляющую? Но ведь главные посылы были вне идеологии. Ребенка воспитывали так, что совершать добрые дела становилось его душевной потребностью. А кроме того, детей учили работать в коллективе. Тащить старую железную кровать на металлолом реально было только вчетвером. Уверен, для того и были затеяны все эти сборы. Ну что – разве стране не хватало вторсырья? Да бог с вами. Просто необходимо было общественно полезное и объединяющее всех дело.

Тут недавно Кашпировского показали. С точно такой же прической, с какой он туманил мозги миллионам советских граждан. Помогал он, или людям казалось, что он помогает – не знаю. Но помню, как, глядя исподлобья в телекамеру, он давал установку на добро. Вот пионерия – как тот Кашпировский. Такая вот общественная организация с несомненным психотерапевтическим уклоном.

В конце концов, совершенно не обязательно, чтобы на значке была мордашка какого-то хорошо учившегося Володеньки. Обойдемся и без этого. Не создадим себе кумиров.

Кстати, противостоять этому гораздо удобнее в коллективе единомышленников. Сегодня разъединяющим началом служит телевизор и интернет. Дети охотнее общаются между собой не в реале, а виртуально. Принадлежность к новой пионерии побудит встречаться очно, что само по себе замечательно.

Меня смущает только одно обстоятельство – кто возьмет на себя функции вожатых? В детях, в их светлых помыслах я уверен, а вот взрослые могут подкачать. Особенно если им в свое время не довелось поносить красный галстук…

Константин СЕРОВ