Нетривиальное путешествие к центру города

О некоторых впечатлениях от неофициальной экскурсии по Саратову с журналистом и краеведом, автором известного проекта «Порталы истории» и многих других Станиславом Гридасовым.

Прогулялись мы со Станиславом в небольшой компании по исторической части Саратова в так сказать тестовом режиме - скоро ему надо будет произносить это уже в рамках мероприятий урбанистического форума.  
«Ну, какие будут замечания к организации экскурсии? - спросил наш гид искренне, спустя пару часов круговерти по историческим местам, - водил здесь гостей из Аргентины и Москвы, Петербурга и Парижа, а вот саратовцев по Саратову вожу впервые». 

Замечаний не последовало. Рассказ мы услышали не только интересный (в этом-то никто и не сомневался), но и эмоциональный. Ощущалось, что экскурсовод мыслями находился в том удивительном далеком времени, когда городская набережная была еще не местом для променадов, а портово-торговой зоной с рыбными базарами, артелями, грузчиками и всяким сбродом.

От нее многочисленными перпендикулярами-взвозами жизнь стремительно поднималась в центр города – жилые кварталы особняков, фешенебельные и обычные гостиницы, модные и другие магазины, светские, художественные, интеллектуальные салоны, театры, казенные учреждения.  
Останавливаться нам по ходу экскурсии приходилось часто – из сохранившихся домов прошлых веков едва ли не каждый хранит в себе какую-нибудь уникальную историю или являлся пристанищем какой-нибудь знаменитости. 

Вот, к примеру, бывшая гостиница «Петербургская» (ныне угол Московской и Чернышевского). Она некоторое время считалась самой респектабельной в городе, а прославилась громкой историей, связанной с утонувшими в Волге детьми. Разбираться в обстоятельствах приехал следователь из столицы. В итоге была осуждена проживавшая в этом доме на нижнем этаже еврейская семья (якобы уничтожавшая христианских детей).

Спустя годы, этот следователь, под угрозами набравший липовых показаний от разных бродяг, был выведен на чистую воду, а его расследование вошло в историю, как одно из первых крупных сфабрикованных уголовных дел в России. Неплохо начали…

На противоположном углу Московской - три дома подряд (с бывшим кинотеатром «Искра» посередине), принадлежавших семейству немцев Шехтелей. Богатейшие предприниматели устраивали здесь (а затем в своем театре драмы) роскошные представления с участием знаменитых артистов (например, основателей саратовского цирка братьев Никитиных). Выступить здесь начинающему талантливому актеру (в том числе из Москвы или Санкт-Петербурга) – означало получить путевку в один из лучших столичных театров.  

Шехтели разорились, вложившись в добычу сибирского золота. Обеднели так, что пришлось раздавать собственных детей. Одному повезло, его с помощью добрых людей отправили в Москву, под покровительство мецената Третьякова. Так началась биография знаменитого русского архитектора Федора Шехтеля.

Как-то в один из будничных октябрьских дней 1858 года проехал на экипаже по Московской Александр Дюма. К тому времени он уже являлся автором «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо» и совершал путешествие по Волге под бдительным оком царской полиции. Останавливаться в Саратове писатель не планировал, но пришлось, поскольку пароходу «Нахимов» потребовалось закупить провизию. Не зная, чем заняться в непонравившемся ему пасмурном осеннем городе, Дюма попросил кучера отвести его к каким-нибудь французам, да так и провел все два дня в доме гостеприимной семьи Сервье. Вот так запросто – захотел французов и нашел. Свои впечатления о Саратове он отразил потом в книге «В России (от Парижа до Астрахани)». 

Немалая часть экскурсии, разумеется, посвящена зданиям, увы, утраченным по весьма понятным причинам. Впрочем, истории, связанные с ними, от этого не менее занимательны. Например, как в 1902 году молодые художники Кузьма Петров-Водкин и Виктор Борисов-Мусатов получили контракт на роспись летнего придела небольшой церкви Казанской божьей матери. «Были созданы вещи страшно талантливые и художественно оригинальные», - охарактеризовал потом первую неканоническую церковную роспись в России Борисов-Мусатов. Вот только прихожане новаторство не оценили, пошли жалобы, и в результате роспись решением суда была уничтожена….

А еще мы задумчиво смотрели на дома, где выступали историк Николай Костомаров, «сиротка Прасковья», выросшая в лучшую исполнительницу русских народных песен Лидию Русланову, композитор Михаил Ларионов, сочинивший знаменитую на весь мир «Калинку-малинку». С изумлением уставились на домик бывшего владыки Саратовского Пимена, в котором, как выяснилось,  его друг Мстислав Ростропович венчался с Галиной Вишневской.

Проводили взглядом на русско-турецкую войну журналиста и писателя Гиляровского. Будучи тогда актером театра Шехтеля он как-то крепко выпил с коллегой, забрел в городскую думу, где и записался добровольцем. Протрезвев, однако, отказываться от своей подписи не стал. В итоге с театральной карьерой пришлось покончить, зато военный опыт пригодился на писательском поприще.
Узнали также, что памятник Первой учительнице в известном сквере – это одна из чудом сохранившихся четырех скульптур, окружавших когда-то монумент царю Александру II (сейчас на его месте стоит Н.Г. Чернышевский). Она символизировала реформы императора в сфере образования.

Услышали о том, как Лев Толстой использовал в «Войне и мир» частные письма девушки, влюбившейся в Саратове в беглого французского графа. 
«Из окошка у меня видна Волга, красивейшая река России, - писала она в 1813 году. - Она течет так величественно среди пространной равнины, окаймленной с одной стороны горами, высота которых меня ужасает; таких гор я и не видывала. Очертание их очень разнообразно; те, которые видны из моего окна, напоминают мне виды Италии и Сицилии, которые я видала на картинах. Не только местоположение Саратова прелестно, но он, к тому же, оживлен торговлей; с удовольствием смотришь на здешнюю деятельность. Уверяю тебя, что в лучшую пору, в Москве, я не видала такого оживления…». 

Нет, это не подробный пересказ экскурсии. Это лишь самые яркие впечатления, эмоции и наиболее запомнившиеся эпизоды. Минут, эдак, на двадцать. Возможно, даже с мелкими неточностями. Собственно, это и не реклама. Без прошлого нет будущего, утверждают философы. Наверное, если мы мечтаем о хорошем будущем для Саратова, совсем не лишним будет получше знать его прошлое. Это ведь как ощущать свое происхождение. Саратов, каким бы ни был сегодня, – он не «без роду и племени», сто процентов. Факты об этом говорят.
Какие замечания? Жаль, что нельзя на эти два часа реально оказаться в той обстановке. Ну хотя бы на два часа… 

ЮРИЙ САВЕЛЬЕВ

Фото автора и oldsaratov.ru