Мы будем жить всегда

Один из бывших фронтменов «Агаты Кристи» Глеб Самойлов после распада легендарного коллектива основал собственный – «The Matrixx» или «Матрица». Его старший брат Вадим как-то заметил: «Матрица» - это то, что мы всеми силами в Глебе сдерживали в «Агате Кристи». Похоже, что так оно и есть: как ни ругали в свое время «Агату» за излишнюю мрачность и «потусторонность» творчества, но по сравнению с группой Самойлова-младшего его прежний коллектив – не более чем детская сказочка на ночь.

С самого первого альбома «Прекрасное жестоко» стало ясно, что новые (и старые, которые не были задействованы в «Агате Кристи») песни Глеба Самойлова представляют собой вытащенные наружу страхи, переживания и комплексы, о которых редко кто решится рассказать даже специалисту, не говоря уже о том, чтобы спеть об этом многочисленной аудитории со сцены. Прибавить к этому несколько рискованных политических заявлений (вроде «Жить всегда» с припевом «Мы будем жить всегда на сайте ФСБ» или «Меня зовут» - «Ад уже здесь, они знают и врут») – и вот тот «коктейль Молотова», который был брошен в стейк-хаус «Черчилль».

Стоит отметить, что выбор коллектива для развлекательного заведения был довольно неожиданным: в барах и ресторанах (если только они не узкотематического направления) обычно выступают артисты более легких жанров. К тому же судьба концерта решилась довольно поздно: реклама выступления началась примерно за две недели до назначенной даты. Однако несмотря на это зал заполнился как теми, чья юность прошла под песни незабвенной «Агаты», так и поклонниками непосредственно «Матрицы».

Программа, с которой коллектив Глеба сейчас ездит по российским городам, выстроена довольно равномерно: по паре песен из каждого альбома «Матрицы» плюс несколько суперхитов «Агаты Кристи». В этом смысле была заметна разница восприятия: если под «Трансильванию» или «Опиум» проходила по спине дрожь узнавания и ностальгического восторга, то под «Романтику» (которая «умирала долго в агонии, корчах и муках») и «Мы под огнем» были совсем другие ощущения – осмысления окружающей реальности и своего в ней присутствия.

Глеб Самойлов – из тех артистов, кто может себе позволить не заигрывать с публикой, а иногда и подшучивать над ней и даже отпускать нелицеприятные замечания. Так, после первой же песни, поприветствовав зал, он пожелал присутствующим приятного аппетита (можно представить ужин под легкий джаз или блюзовую группу, но приглашать друзей поужинать под «страшилки» Самойлова – мягко скажем, своеобразно).

А во время исполнения исповедальной «Порвали мечту» (единственной песни «Агаты», которая вошла в самую первую программу «Матрицы», с припевом «Порвали мечту – такие тупые, что хочется выть») музыканты опустились на колени, и стало даже как-то неудобно сидеть за столами с красивыми блюдами и жевать (что подтвердил сам Глеб, упавшим голосом сказавший «Жрите дальше... а мы перед вами на коленях»).

Если отбросить все житейские истории – распад группы, последующий конфликт братьев (с дележом как денег за ностальгические концерты, так и песен из «Агаты»)... Глеб на сцене буквально выворачивал себя наизнанку, и с понятием «артист во время выступления» это даже не очень ассоциировалось. Кто-то из присутствующих сказал «Кажется, он долго не протянет – нельзя так себя рвать...».

Когда многие сильнейшие уже ушли, очень бы не хотелось, чтобы это сбылось. Хочется надеяться, что «мы будем жить всегда» не только «на сайте ФСБ». И что в гости к нам будут привозить не только танцующих поп-звезд и одних и тех же «героев» с вечными хитами (концерты которых, безусловно, тоже обязательно нужны), но и тех, чьи песни помогают вскрыть собственную внутреннюю оболочку и заглянуть туда, куда обычно заглядывать страшновато. Но необходимо.

Дмитрий МАРКИН