Монт Сен-Мишель — самое совершенное из чудес

Замком фей, воздвигнутым среди моря, назвал его Ги де Мопассан. Таким было первое впечатление писателя от аббатства Святого Михаила. «Чем ближе я подходил, - писал он, - тем больше восхищался, потому что в мире, может быть, нет ничего более поразительного и совершенного». Монт Сен-Мишель — второй туристический манок Франции после парижского Нотр-Дам, он по-прежнему производит совершенно потрясающее впечатление.

Численность населения здесь на сегодня меньше 40 человек, и лишь 25 человек (не считая туристов в отелях) ночуют на острове, включая двух пожарных, охранника, 5 монахов, 7 монахинь и трех священников. Жизнь на острове по-прежнему подчинена расписанию приливов, даже после того как была построена дорога и попасть на остров стало возможным не только во время морских отливов.

Согласно некоторым эзотерическим источникам, Монт Сен-Мишель расположен на оси, соединяющей места, посвященные Святому Михаилу в Ирландии, Корнуолле, Италии и Греции. Об Архангеле Михаиле сложено множество легенд. Именно он победил Люцифера, он покровительствует воинам и омывает души умерших перед входом в Небесный Иерусалим. Он спас Рим от чумы, защитил Новгород от нашествия войск хана Батыя, являлся Жанне д’Арк и в битве с англичанами у Орлеана сражался в мерцающем небе на стороне французов. На высоте почти 160 метров его статуя, облаченная в рыцарские доспехи и шлем с сияющим нимбом, возвышается на вершине церкви аббатства Сен-Мишель.

С древних веков этот небольшой скалистый остров на границе нынешних Нормандии и Бретани был ритуальным местом. Сначала для друидов, потом для первых христиан. В начале 9-го века Карл Великий учредил почитание Святого Михаила и с этих пор в его честь строятся часовни и храмы — как правило, в уединенных и возвышенных местах, в напоминание о верховном ангельском чине святого. За сто лет до этого Архангел явился к бретонскому епископу Оберу и намекнул, что неплохо бы возвести для него храм. Намекать пришлось трижды, епископ оказался недогадливым. Наконец Святой Михаил вышел из себя, проткнул пальцем голову Оберу и вдохнул туда благость и святое знание. Тут епископ сообразил, что к чему, назвал остров в честь святого и начал возводить на нем церковь.

Остров быстро стал местом паломничества. Пилигриммов не пугал переход через залив, где высокие приливы уносили неосторожных прямо в холодное море. Гора и открывшееся на ней аббатство стали местом молитвы и изучения жизни Архангела Михаила. Однако вскоре аббаты так разжирели на богатом месте, что забыли о слове Божьем. Нормандский герцог Ричард Бесстрашный после бесплодных попыток вразумить священников устроил там бенедектинский монастырь. Лишь один священник согласился остаться на горе и жить в соответствии с уставом, остальные удалились прочь. То что сегодня поражает взгляд изысканностью строгих форм — наследие монахов-бенедектинцев, которые в 10 и 11 веках начали строительство своей обители. Главный вход в аббатство вымощен камнями, которые хранят следы той эпохи — на них и сейчас можно различить личные номера каменотесов. Интеллектуальным наследием бенедектинцев стали переводы на латынь текстов Аристотеля, что оказало серьезное влияние на развитие Европы. В 12-м веке в монастырской библиотеке были собраны тексты Катона, Платона, Цицерона, Вергилия и Горация.

Монастырю удалось пережить и несколько страшных моментов - штурм бретонцев, которые перебили все население городка, выросшего вокруг крепости, и осаду англичан во время Столетней войны. Пляжи напротив монастыря неоднократно превращались в места кровавых сражений, а аббатство стало символом сопротивления англичанам.

В 17-м веке французские короли все еще устраивают паломничество на Сен-Мишель, однако мало помалу начинают использовать укрепленные стены монастыря как тюрьму. Как ни парадоксально, но именно это спасло грандиозное чудо религиозной архитектуры от разрушительных буйств Французской революции. Тогда обитель, построенная на разных уровнях, окончательно превратилась в тюрьму, знаменитую своими жестокими порядками — здесь содержались более 300 священников, самых упорных в своей вере. Потом тюремный контингент вырос до почти 700 человек, комнаты аббатства превращены в мастерские, где заключенные мужчины, женщины и дети плели соломенные шляпы и ткали. К моменту закрытия в 60-х года 19-го века, после протестов интеллектуальной общественности страны, в том числе Виктора Гюго, в тюрьме содержалось около 14000 человек.

В июле 1877 года в аббатстве прошли грандиозные праздненства по случаю установки на церкви статуи Святого Михаила. Тогда ликующая толпа была огромной. Огромной она остается и сейчас — каждый день остров посещают более 20 тысяч человек, таких же восторженных, так же завороженных этим чудом, этой, говоря словами опять же Мопассана, «грандиозной драгоценностью, огромной, как гора, изящной, как камея, воздушной и легкой, как кисея».

Светлана СУРЖЕНКО, фото автора