Монпелье: 1000 лет — возраст юности

Город с леденцовым названием Монпелье — город контрастов. Средневековые кривые мощеные улочки и крошечные живописные площади заполнены галдящей и вечно ликующей молодежью — это самый студенческий город Франции, треть населения, шутка ли! А новый деловой район здесь назван Антигона, и на каждом шагу в нем — культурные символы Древней Греции.

По поводу названия города ученые не могут прийти к единому мнению — то ли пряные горы, то ли девичьи, то ли вовсе — лысые. Но свой леденцовый привкус город сохраняет в любой трактовке, потому что он идеально подогнан по фигуре, как любимый старый мягкий свитер — максимум комфорта в каждый момент. Вот площадь, по ней едут разноцветные трамваи, по краям несколько ресторанчиков. Перед ресторанчиком — фонтанчик, маленький, чтобы чуть освежить воздух и детей порадовать. У фонтанчика два кресла — под углом, чтобы было удобнее неторопливый (обязательно! Спешить нельзя. Да и не за чем) разговор вести. С кресел открывается вид на маленькую улочку, ведущую к церкви Святого Роха, местного святого — с непременной розой и гаргульями. А чуть повернешься к собеседнику — за ним невзрачный некогда (по слухам) фасад разрисован и превращен в роскошный особняк. На балконе Фредерик Базель (художник-импрессионист из этих мест) ищет натуру, из окна мансарды выглядывает Нострадамус (здешний когда-то студент. В одно время с Франсуа Рабле, кстати!). Сидеть бы в кресле и восторги перечислять!

А напротив церкви Святого Роха (исцелителя от чумы, проклятья Средневековья) еще более эффектная картинка на бытовую тему — очередная безликая стена превращена в густонаселенный городской дом. Изображение реалистично до недоверия — отражения витражей и готической розы церкви в нарисованных окнах способны запутать кого угодно.

Но реалии здесь тоже прекрасны и абсолютны. Например, тот самый легендарный университет Монпелье, заноза в самомнении Сорбонны, со старейшим в Европе медицинским факультетом, практически ровесником самого города, открытом на паломническом пути Св. Якова еще в 1137 году! Стена к стене с ним средневековый собор Св. Петра, настолько внушительный (внешняя длина больше 110 метров!) и укрепленный во время религиозных войн, что его часто называли фортом.

А вот и деловой район, созданный гением архитектурного постмодернизма Рикардо Бофилем. Соединение строгих античных форм и массивной пафосности сталинского ампира настолько убедительно, что просто не может быть всерьез. Могучие конструкции и псевдоантичные статуи, и цитата на цитате — копия лувровской Ники Самофракийской на фоне очередной Триумфальной арки нового времени.

Вообще Монпелье — волшебная шкатулка с секретами-сюрпризами: открываешь один, а за ним — другой. И игра растягивается на тысячелетие – до или после. Вот башня Бобот, оставшаяся от крепостной стены — с нее в 1783 году Ленорман спрыгнул, держа в руках нечто, названное им parachute. А вот напоминание о Жане-Батисте Поклене, который после гастролей в Монпелье придумал себе псевдоним Мольер, тоже немного леденцового вкуса. А вот и Король-Солнце, куда ж без него! В городе сам не бывал, но был наслышан! На прекрасном коне с задорной челочкой на площади Пейру между Триумфальной аркой в свою честь и парком, разбитом на самой высокой точке города. А вот памятник ботанику Планшону, спасителю национального достояния. Это он нашел способ борьбы с Великой виноградной чумой, уничтожившей в конце 19-го века 90% виноградников в стране. Деньги на памятник собирали все виноградари мира, так на нем и написали: «Виноградари — Планшону».

В 1777 году Фонвизин написал о Монпелье: «Видно, что Господь возлюбил этот край особенно». Спустя почти два с половиной столетия с ним по-прежнему согласен весь мир. Согласно рейтингу New York Times, Монпелье входит в число 45 лучших мест на земле. А сами французы уверены, что лучшего места для жизни в Южной Франции просто не найти!

Светлана СУРЖЕНКО, фото автора