«Менделеев в биологии»

В краеведческом музее прошло торжественное мероприятие, посвящённое презентации иллюстрированного каталога «Николай Иванович Вавилов. Коллекция материалов из собрания Саратовского областного музея краеведения», изданного к 130-летию со дня рождения учёного.

Впервые представлены уникальные материалы, посвященные жизни и деятельности Вавилова. Несмотря на его мировую известность количество документальных источников до сих пор весьма немногочисленно. Материалы каталога свидетельствуют, что он прожил очень яркую и насыщенную жизнь, тесно связанную с Саратовом, именно здесь он состоялся как ученый. Николая Вавилова называли «Менделеевым в биологии». В Саратове в июне 1920 года на III Всероссийском съезде по селекции и семеноводству он сделал мировое открытие, провозгласил закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. К сожалению, посвятив жизнь борьбе с голодом, он сам умер от истощения в Саратовской тюрьме.

- Такие проекты быстро не делаются, - рассказала автор каталога, заведующая отделом природы музея Наталья Пантеева. – В этом году отмечается 50 лет, как начала формироваться «Вавиловская коллекция». Основательницей её является Вера Степановна Чекрыгина, заведующая отделом природы в 1954-1971 гг. И 40 лет, как над ней работаю я. Коллекция медленно, но постоянно пополняется.

После сделанной описи оказалось, что в музее собрано более 800 предметов: фотографий, документов, научных трудов, имеющих отношение к Николаю Вавилову. Особый акцент в издании сделан на саратовский период его жизни, представлены материалы о его окружении – учениках, коллегах, последователях. В каталог отобраны 120 самых ценных материалов.

В числе главных раритетов коллекции - принадлежавшие Вавилову рабочие тетради (записные книжки, дневники), поступившие в 2015 году от ведущего сотрудника ГАСО Маргариты Шашкиной.

– В 2013 году широко отмечалось 100 лет с момента образования в Саратове Высших сельскохозяйственных курсов, - рассказала Маргарита Николаевна. - В Саратов приезжали гости из Питера, потомки основателей курсов, кафедр. И представьте себе, что через три-четыре месяца после юбилейных торжеств на электронную почту я получила письмо, в котором говорилось, что если я приеду в Царское село, то именно мне передадут рабочие дневники Николая Вавилова. Я немедленно отправилась туда буквально в ночь перед Рождеством. Обретение их явилось настоящим чудом.

Уникальные документы нашли случайно. Старые записные книжки обнаружились, при разборе старых книжных полок. Когда на них увидели имя Вавилова, поняли, насколько ценны экспонаты и решили передать их тем, кто сумеет их сохранить, именно в Саратов и именно в краеведческий музей.

Общение с людьми, которые делились воспоминаниями о Николае Ивановиче, стали очень трогательными и особыми моментами.

- Дочь Евдокии Степановны Лепишиной Татьяна Кубинская передала нам фотографии, на которых изображены посадки томатов, огурцов, свеклы, моркови разных сортов. Надписи на обороте сообщали, что это сортоиспытания Всесоюзного института растениеводства. То есть мы получили документальные свидетельства, что в нашей области были опорные пункты ВИР. До этого момента никто об этом не подозревал, причем даже сотрудники самого института.

- Татьяна Александровна рассказала потрясающую историю о том, что её мама окончившая в 1929 г. сельскохозяйственное училище и проводившая сортоиспытания в начале 1930-х гг. в 17 лет совершила героический поступок. Ждали налет саранчи, точное время не знали. Участок заранее окопали, пустив по каналу воду, и обложили сухой травой и хворостом, чтобы поджечь ее и не допустить вредителя. Начальница ушла спать, наказав разбудить ее при подлёте, поскольку одна Евдокия не справится. Но когда девушка услышала характерный шелест крыльев подлетавших насекомых, поняла, что бежать за старшей уже некогда. Она сама обежала участок по периметру, поджигая приготовленные траву и хворост. Она получила ожоги, а также в нескольких местах огонь повредил халат, но участок был спасён. Вскоре приехал Вавилов, который попросил показать девчонку, спасшую участок от саранчи. Николай Иванович поблагодарил ее за героизм и распорядился выдать ей новый халат.

В каталог вошли оттиски научных трудов Вавилова, его учеников, коллег, сотрудников Саратовской областной сельскохозяйственной опытной станции. Многие из них с дарственными надписями. В их числе книга Вавилова «Полевые культуры Юго-Востока», отчет об экспедиции по четырём Нижневолжским губерниям, совершённой Вавиловым вместе с учёными Саратовского СХИ, со знаменитым автографом: «Солнечному, знойному, суровому краю. Настоящей и будущей агрономии Юго-Востока. Как дань за несколько лет приюта и гостеприимства посвящает этот очерк Автор».

Еще одна экспедиция на всю жизнь запомнилась ученику Вавилова Семену Казаку. В 1921 году Семен Тихонович, будучи первокурсником, собрался вместе с друзьями в голодное время подкормиться к родственникам в Среднюю Азию. Николай Иванович узнал об этом и оформил их поездку как экспедицию. Задание дал серьезное – привезти все образцы сельскохозяйственных культур, которые там возделываются. К сожалению, фотографию участников «экспедиции», сделанную на саратовском вокзале с плакатом, гласящим, что это экспедиция в Туркестан, забрал и не вернул писатель Поповский.

В каталоге много фотографий. На одной из них Николай Иванович запечатлен в лаборатории кафедры частного земледелия вместе с сотрудниками, среди которых его будущая жена, Елена Барулина. Две тарелки, возвращённые Еленой Ивановной Вавиловой Н.Г. Мейстер, её саратовской подруге и сокурснице, в 1945 году перед отъездом в Ленинград впоследствии были переданы в музей и стали частью истории. Они были неприкосновенными. Дело в том, что после ареста Вавилова, перед самым началом Великой Отечественной войны, Елена Ивановна вместе с сыном находилась в Подмосковье на даче родственников Карпеченко, тоже арестованного коллеги Вавилова. Благодаря помощи и содействию брата, Константину Барулину, им удалось вернуться на родину, в Саратов. Приехали они в чем были, без багажа. Тогда Нина Мейстер помогла ей необходимыми вещами, в том числе посудой, которая в то время была дефицитной.

- Еще один уникальный снимок сделан на учебной ферме Высших сельскохозяйственных курсов в 1918 году, - продолжает Наталия Пантеева. – Вавилов запечатлён с Дмитрием Прянишниковым, его учителем по Московскому сельскохозяйственному институту, его гуру, приехавшим в Саратов. Известно, что после ареста Николая Ивановича, он воскликнул: «Что они наделали?! Они посадили в клетку гражданина мира». Через свою аспирантку, жену Берии, Прянишников попал к нему на прием и буквально бросил в лицо: Если вам так уж нужен академик в тюрьме, посадите меня, а Вавилова выпустите, он ни в чем не виноват». Не многие так могли поступить в то время.

Трудно переоценить вклад Николая Вавилова в науку. По мнению ученых, и это подчёркивали выступавшие, мы до сих пор не осознаем в полной мере, насколько значимы его достижения. На презентации каталога Наталия Пантеева прочитала стихи, которые написал украинский поэт Юрий Каминский. Они как раз об этом.

Ему бы памятник до неба,

До вечных звезд, теснящих тьму,

А, впрочем, каждый ломоть хлеба

Есть лучший памятник ему.

Ему бы памятник в столице,

Но где скажи, какой гранит,

Надежней зернышка пшеницы

Его бессмертье сохранит.

Давайте поклянемся дружно

Высокий памятник отлить тому,

Кто знал вчера, что нужно,

Чтоб завтра мир весь накормить!

26 января исполнится 75 лет с момента трагической гибели Вавилова в саратовской тюрьме. Сотрудники музея планируют создать небольшую выставку, где разместят раритеты «Вавиловской коллекции».

Ольга ЛЕТУВЕТ