Мастер Людмила Петухова

Ее авторские тапочки «бродят» почти по всем континентам планеты, а сумки, сделанные в любимой технике «боро» - самый желанный подарок для ее подруг. Талант творит новые вещи, аналогов которым найти невозможно. Сегодня вольчанка Людмила Петухова – мастер высокого уровня и руководитель клуба, мастер-классов которой с нетерпением ждут во всех уголках не только нашей страны, но и всего мира. Лоскуток за лоскутком она сшивает не только вещи, но и свою собственную жизнь, объединяя разные эпизоды в единое целое, делая ее ярче и красивее.

- Людмила Александровна, с чего началось ваше увлечение?

- Да у меня всю жизнь «ручки неспокойные». В родне все рукодельные – вязали, шили, вышивали, пряли. И меня с детства прямо распирало – хотелось быть такой же умелой. Чтобы я не мешала, тетушки выделяли мне клубок и спицы.. А однажды клубок… пропал. Тётушки все проверили – нет его. Тогда бабушка посмотрела, что у меня в руках и увидела новый шарф. Оказывается я не просто перебирала петли, а научилась вязать. Мне было всего шесть лет, но после этого мне доверили связать два рукава для «традиционного» зимнего лыжного свитера брату. А дед у меня кузнец такой, что блоху подковать мог. Вообще без дела не сидели. Семья крестьянская, в сезон в поле работали, зимой сани мастерили лакированные. Они нарасхват шли.

Ну, а что касается лоскутного шитья, то первое одеяло я сшила, когда дочь родилась. Конец 80-х, в магазинах ничего красивого не найти. Мне на глаза попался журнал по лоскутному шитью. Я была в восторге, но думала, что такого никогда не сделаю. Рискнула и получилось. До сих пор это одеяло целое. Дети, когда приезжают, пользуются. С тех пор шью.

Раньше я работала в школе искусств, преподавала фортепиано, а также вела занятия по прикладному искусству. В 2004 году меня от школы попросили принять участие в конкурсе Саратовского художественного училища. Я была в шоке. Ну, куда мне со своими поделками до профессионалов. Три диплома первой степени получили профессиональные художники, а диплом второй степени достался мне. Всего было 46 участников со всей области. Тогда мне посоветовали заняться лоскутным шитьём серьезно.

- Я знаю, что вы однажды попали на страницу «Бурды»?

- С появлением интернета стало намного веселее. Конечно, сильно расширился круг знакомых мастеров. Однажды фотографию моего пледа опубликовали в журнале «Burda Moden». Для меня это был культурный шок. Этот плед с 3D эффектом я часто беру на выставки. Меня пригласили на работу в отдел декоративно-прикладного творчества МУК ЦКС Вольского МР, куда я перешла с огромным удовольствием, потому что по-другому я себя уже не мыслила. Я уверена, лоскутное шитьё для меня – увлечение на всю жизнь. Люблю что-то придумывать, стараюсь по возможности участвовать в конкурсах и фестивалях. Некоторые мои работы побеждали в конкурсах, некоторые мастер-классами печатались в журналах по рукоделию. Запомнился один гран-при – мне подарили шикарную компьютерную вышивальную швейную машинку. А сколько друзей появилось! И дружба не только интернетная, а самая настоящая, с личными встречами на фестивалях и конкурсах лоскутного шитья.

- Это занятие не только творческое, но и практическое!

- Конечно. В конце концов, у вас остается хорошая вещь, которой можно с удовольствием пользоваться, носишь, даришь. Вместе с тем, «утилизируешь» все, что тебе дома уже не нужно. Ведь бывает так, что вещи лежат по нескольку лет, а ткань отличная. Вот и идут они у меня в дело. Очень люблю шить жилеты. У меня в журнале «Делаем сами» издательства ТОЛОКА в первом номере этого года даже публикация была «Жилетов много не бывает».

- Да! И еще, конечно, сумки. Для вас это тоже отдельная тема!

- На сайте «Одноклассники» группа есть «Сумок много не бывает». Модерирует ее известный квилтер Валерия Межибовская, замечательная мастерица, автор мастер-классов в интернете и немецких рукодельных печатных изданиях. С ее подачи сумок нашито море. Кстати, некоторые наши мастерицы из группы тоже публиковались в российских и немецких журналах. Мы все такие разные, у всех свои «тараканы» в голове. Когда рассматриваешь работы очередного совместного проекта, просто глаза разбегаются. Так здорово не просто увидеть красивое фото, а задать вопрос и получить консультацию. Творческие люди не боятся делиться своими секретами.

- Многие приходят к вам на мастер-классы (МК)?

- Раньше я думала, что одна такая в городе. Только мне интересны лоскутики, грустно.... А оказалось, что совсем нет. Теперь у нас есть клуб, который объединил многих рукодельниц города. Кроме того на МК приезжают руководители кружков из сёл. На этой неделе буду им давать МК по своим авторским тапочкам. А их тоже много не бывает. Очень практичная вещь. Люблю, чтобы вещи служили долго. Сколько души, сил, материалов, времени тратится. Иногда лет через десять интересно посмотреть на свое творение и думать, какая я молодец – такую вещь сшила, до сих пор нравится.

- Одеяла – это тоже ваше фирменное увлечение?

- Конечно! Мы дома пользуемся только лоскутными. Вот, все думают, что они недолговечные. Ничего подобного. Я их перестирываю регулярно, и они служат уже по восемь-десять лет. И пододеяльников не признаю. Зачем такую красоту скрывать. Так уютно – лоскутное одеяло, лоскутная подушка, тапочки из лоскутиков, халат в технике "боро".

- А теперь поподробнее. Японское боро очень модно сейчас!

- Да, это традиционная японская техника. Мы на сайте ОК в группе «Ковчег» первые, кто в России начал это шить. Это был совместный творческий проект. Тогда, помню ворчали, не понимали нас, всё же техника напоминает заплатки, а сейчас весь лоскутный мир российский шьет. Некоторые мастерицы заходят на мою интернетную страницу и с удивлением отмечают, что мы этим занимались еще в 2010 году. Мы люди скромные, но я все равно скажу, что да, это именно мы ввели моду на эту технику. Я её очень люблю и часто к ней возвращаюсь. Это целая философия, когда каждый лоскутик на своем месте, выходят порой настоящие произведение искусства.

- В чем для вас философия ткани?

- Есть такое японское хокку: «Холод пробрал в пути, у птичьего пугала, что ли в долг попросить рукава?» И это так красиво. Боро вообще никого не оставляет равнодушным. Эта техника или очень нравится, или активно отторгается. Традиционное боро – это способ при помощи заплаток продлить жизнь вещи. Применялась различная штопка, вышивка, в том числе традиционное сашико. Кусочки наслаивались друг на друга и получалась очень интересная вещь. Сейчас старинные работы в этой технике продают за большие деньги. Авторское боро, конечно, отличается от традиционного. Лоскутки на основу нашиваются в том порядке, в котором ты задумал. Есть у меня подушка, сшитая несколько лет назад. Где-то уже протерлась, и появились новые фрагменты. Но она с годами только красивее становится. Получается совершенно по-японски. Раньше мне говорили, что это все от бедности. Ничего подобного. У меня есть вполне обеспеченные друзья, которые увлечены этой техникой и с удовольствием носят вещи, выполненные в технике боро. Мне посчастливилось получить в подарок от японской мастерицы старинные японские ткани, лоскутики. Очень нравится с ними работать. Шила из них сумки, жилет, тапочки, очечник и другие мелочи. Удивительное ощущение от тканей с историей.

- А что про тапочки?

- Я никогда не думала, что мои тапочки будут бродить по Америке, Германии, Японии, Израилю. Смеюсь, что нет их в Австралии и Антарктиде. Опять же спасибо тем самым 90-м, когда прилавки магазинов были ну очень скупыми на ассортимент. И я решила сшить обувь для дома. Получилось удачно и до сих шью, хожу в них сама, моя семья и многие друзья. Покупать фабричные нет никакого желания.

- Психологи уверяют, что занятия рукоделием успокаивают?

- Да, конечно! Это настоящая медитация. Когда женщины пришли ко мне на мастер-класс в первый раз, то говорили, что вот по одной вещи сделают и все. Я тогда внутренне над ними посмеялась – сейчас такую прелесть лоскутную увидите, что просто так от меня не уйдете! И вот уже три года как мы шьём вместе. Многому научились, и не только они. Мне тоже приходится осваивать всё новое и новое. У членов нашего клуба есть очень хорошие работы. В этом году наш клуб показывал лучшие работы на параде достижений народного творчества Саратовской области.

- Чем сейчас занимаетесь?

- Готовим коллекцию ко Дню города. Мы задумали сшить каждая по четыре разные сумки. Формы сумок у всех будут одинаковые, но с разным дизайном. Уже много работ сшито, надеюсь экспозиция будет удачной.

- Получается, что сохраняете народные традиции через ваше мастерство.

- Не только сохраняем, но еще и развиваем. Поскольку в развитии лоскутного шитья в России был перерыв, сейчас всё движется огромными темпами – новые техники, материалы, инструменты. Сейчас много фестивалей лоскутного шитья, конкурсов, интернетных проектов. У лоскутниц России есть даже своя ассоциация.

- Среди всего этого разнообразия, что ближе именно вам?

Очень люблю ручные техники лоскутного шитья, ручную сборку, ручную стёжку. Просто обожаю работы японских мастериц. Мой кумир – Саито Йоко. Видела её работы в Суздале на фестивале – это космос!

- У вас много сюжетов. Во сне не снятся новые идеи?

- Конечно снятся. Многое сшито именно так. А иногда идеи приходят утром, когда иду на работу. Смотрю на Волгу, на наши горы и всё в голове раскладывается по полочкам.

- Ну, это как говорят, «везет тому, кто везет». Просто вы вся в этом и момент решения для вас, скорее всего, просто момент выбора одной из миллиона задумок. А что касается новичков. Ваши советы. С чего начинать?

- С обычных квадратов, треугольников, шестиугольников, чтобы уголки были аккуратные, сходились. Осваивать разные техники – одну за другой. Тщательно, без спешки. Оригами, боро, крейзи и другие. От простого к сложному, и все у вас получится!

Ольга ЛЕТУВЕТ