Маркс-город перешагнул 100-летие

Вообще-то придать городской статус поселению ещё два с половиной века назад предлагала сама Екатерина Великая. Когда в 1780 году в Астраханской губернии создавалось Саратовское наместничество, императрица включила Катеринштадт в список его городов наряду с Аткарском, Вольском, Хвалынском… Но астраханский губернатор Иван Якоби счёл претензии полтора десятка лет как появившегося населённого пункта на звание города неуместными и вычеркнул из списка. Как говорится, жалует царь, да не жалует псарь…

Между тем, городские амбиции села основывались не только на имени – по-русски, «город Екатерины». Оно и закладывалось, и на полтора века стало ведущим поселением немецких колонистов на Волге, одним из хозяйственных и культурных центров саратовского Заволжья. Но только во время великих революционных перемен в России Екатериноград (название русифицировали после начала войны с Германией и Австрией) стал городом. Население его в 1917-м году составляло девятнадцать с половиной тысяч человек – самое крупное село в империи.

Секретарь Марксовского горсовета, историк и краевед Владимир Лемдяев разыскал в архивах документы, в которых говорится, что в апреле 1918 года Екатериноградский Совет крестьянских и рабочих депутатов принял решение присвоить своему волостному центру статус города. Голосовали единогласно. За выступили и давний пропагандист повышения уровня поселения, лидер местных меньшевиков Адам Эмих, и председатель исполкома большевик Александр Дотц – принципиальные, непримиримые политические противники, не в пример сегодняшним российским партиям.

Интересы малой родины объединяли и тогда. Уездные власти Николаевска (Пугачёва) против инициативы не возражали, и звание города закрепилось за Екатериноградом, как тут и было. Дальше шло уже образование своего уезда, переименование в Марксштадт, получение самого высокого звания в своей истории – столицы первой советской автономии, Трудовой Коммуны немцев Поволжья… А начались столь крутые подъёмы в биографии Маркса всё-таки с обретения им статуса города как такового в апреле 1918 года.

Поэтому Марксовский горсовет решил отметить вековой юбилей столь важного для города события и учредил в честь него памятную медаль. Награждение совместили с Днём местного самоуправления, и глава администрации района Дмитрий Романов посвятил своё приветствие людям, которые называются ругательным, по его мнению, словом «чиновник». Мы не чиновники, заявил Романов, а граждане, работающие, чтобы населению жилось комфортно.

Глава города Олег Цыбульский тоже пожелал муниципальным служащим и депутатам сплотиться для улучшения условий жизни марксовцев. Пожелание не лишнее. Клановость, соперничество околовластных группировок без оглядки на интересы жителей – долгое время остаётся характерными признаками марксовского политиканства. А День МСУ Цыбульский назвал праздником со слезами на глазах. Слёзы тут – это бюджет муниципальных образований. В начале нулевых Цыбульскому пришлось работать начальником районного водоканала, с тех пор он убеждён, что главы сёл – люди героической профессии, просто их патриоты. Так они умеют добиваться развития территории, не имея ни копейки, договариваться о выполнении работ со всеми, так воюют за свой народ.

Сколько вихрей, ураганов пронеслось над Марксом за минувший век, напомнил Олег Цыбульский: голод 21-го года, выселение подавляющей части жителей, немцев, через двадцать лет, в 41-м. Широкое развития город получил в 70-е, когда стал центром размаха оросительного строительства в Заволжье, на новый качественный уровень в Марксе поднялось дизельное машиностроение, пришло и развернулось электронное. Вместе с производственными объектами целыми кварталами вводилось жильё, появлялись новые улицы и микрорайоны, школы, поликлиники, Дома культуры… Население Маркса доходило до 36 тысяч жителей.

Сейчас их 31 тысяча. Туго, без былых прорывов оправляется город от упадка 90-х. В десятки раз сократился, обанкротился уникальный тридцать лет назад завод дизельного оборудования, исчезли все три треста мелиорации и другие строительные организации. Тысячи марксовцев ищут заработок вдалеке от своего города. И только автомобилей у населения да торговых площадей в Марксе стало в разы больше, чем при советской власти. 

Но торговые комплексы всё больше пустуют, а машины уже не радуют так, как раньше, и приносят намного больше аварий с трагедиями. Надежда на экономическое оживление и обновление проржавевшего водопровода, текущей канализации – в тех инвестиционных проектах, которые пока так несколько сумбурно ищет администрация, на приходящий в район новый бизнес. Но результатов этих ожиданий ещё не видно.

Глава Маркса вручил памятные медали за заслуги перед городом. Награждены целые коллективы, внёсшие большой вклад в его экономическое и социальное развитие. Пивоваренный завод, сменивший в 46-м немецкую табачную фабрику и сегодня приносящий весомый доход районному бюджету, Дом ребёнка, выходивший с 47-го года более двух тысяч больных младенцев, детский приют «Семья», который сейчас оказывается также актуален, как в голодные двадцатые прошлого века… 

Персонально отмечены многие известные высокой отдачей в своих сферах деятельности марксовцы. Среди них самый молодой в своё время управляющий мелиоративным трестом Владимир Егоров, энтузиаст художественного творчества Александр Черныш, председатель совета межнационального отношений Елена Гейдт, последний председатель советского горисполкома Николай Цыганок, первый глава современного самоуправления города Сергей Шаров, организатор ведущих марксовских танцевальных коллективов Ольга Парсикова, журналист Михаил Сохинов… Профессионалы своего дела, неравнодушные к судьбе города люди были и остаются его главным потенциалом.

Виктор МИКИШИН