Лев Кассиль: мальчишка с воробьем в кармане

А вы знали, что в Энгельсе работает удивительное туристическое бюро, с помощью которого можно отправиться в страны, которых нет на привычных всем географических картах? Швамбрания, Синегория и Джунгахора. Портал в эти миры находится не только в книгах журналиста и писателя Льва Кассиля. Перенестись туда можно в доме, где он жил в начале 20 века и где сейчас находится уникальный в своем роде музей. Взрослым сюда вход запрещен. Так что вперед – в детство!

«Я узнаю ваш милый стиль, чудесный Левушка Кассиль»

Музей разместился в Энгельсе, в доме на улице, названной в честь любимого миллионами писателя. Красивый дом из красного кирпича среди всех остальных зримо выделяется своей непередаваемой живой историчностью. Даже не зная о его «биографии», сразу видно – с ним связана масса исторических событий.

Семья Льва Кассиля занимала несколько комнат, начиная с 1918 года. До этого они жили в доме, где ныне находится Энгельсская картинная галерея. Именно там, в доме купца Ухина, которого врачевал отец будущего писателя Абрам Григорьевич, и была придумана Швамбрания. Человек Абрам Кассиль был очень интересный, пользовавшийся огромным уважением. В советское время он получил звание Заслуженного врача РФ, а в Покровск приехал задолго до революции.

Рассказывают, что когда Абрам Григорьевич ушел из жизни, собралась большая процессия. Многие из тех, кто пришел, родился под его чутким руководством. Позже сам Лев Кассиль опишет сложившуюся традицию, когда свадебные кортежи останавливались у дома доктора Кассиля. Это считалось доброй приметой для рождения крепких и здоровых малышей.

Не все знают, что Лев Кассиль был в первую очередь журналистом. Благодаря своей профессии, ему пришлось немало поездить по миру. Но однажды он решился, сел за письменный стол у себя в Переделкино и придумал страну, которой нет на карте. Это была Джунгахора. Вот так, несколько нарушая хронологию, мы решили рассказать об этом удивительном человеке.

- В 1964 году он пишет книжку «Будьте готовы, ваше Высочество!», - рассказала заведующая музеем Льва Кассиля Наталья Мещерякова. – Это история о принце из страны, где «Один могучий слон добра растопчет сотни ядовитых змей зла». Путешествия, игры и большая дружба – все это захватывало юных читателей.

Сам Кассиль был человеком неординарным не только в силу писательского таланта. В энгельсском музее хранится масса сувениров, которые он привозил из своих путешествий. Иногда эти вещи служили для создания новых предметов. К примеру, стоит здесь лампа, собственноручно изготовленная Львом Аркадьевичем из пустой бутылки из-под «Кьянти» и соломенной шляпы.

Еще одно собирательское хобби писателя – куклы. У каждой из них своя история. Одна подарена писателю знаменитым чемпионом мира по тяжелой атлетике Юрием Власовым. Кассиль оказал огромное влияние на него как на писателя. По окончании спортивной карьеры, атлет сменил спорт на литературу.

Вообще у Кассиля был удивительный круг друзей. Есть в музее очень теплое и шуточное письмо от Маршака.

«Дорогой Левушка, спасибо за привет. Крепко вас целую, получил приветствие Президиума.

Я узнаю ваш милый стиль, чудесный Левушка Кассиль,

В письме, что мне прислал Президиум, я чувствовал себя Овидием».

С ближайшим другом Сергеем Михалковым Лев Аркадьевич путешествовал на теплоходе вокруг Европы. После этого на свет появилась документальная книга «Европа слева». Среди друзей Кассиля Джанни Родари, Агния Барто, Корней Чуковский, с которыми он соседствовал по дачам и к кому приезжал на праздники маленький Костя Райкин. Кстати, до сих пор у музея Кассиля остаются с ним дружеские отношения. Дружил Лев Аркадьевич с Константином Циолковским, Леонидом Утесовым, Мариной Фигнер, Зиновием Гердтом.

«Мальчишки – самый первый двигатель прогресса»

Характер писателя особенно ярко проявляется на одном фото – Кассиль лихо и заразительно отплясывает на детском празднике в Кремле.

Очень интересными оказались хитросплетения и в его личной жизни. У него было две супруги. От первого брака родилось два сына. Второй раз он женился на дочери знаменитого артиста Светлане Собиновой.

- Сейчас на их доме в Москве размещены два памятных таблички, - продолжает Наталья Григорьевна. – Одна говорит о том, что здесь жил Собинов, другая, что здесь проживал Кассиль. С Леонидом Витальевичем они не встретились. Лев Аркадьевич вошел в эту семью уже позже. Но есть очень интересная история. В свое время Собинов подарил своей Светочке книгу «Кондуит и Швамбрания». Она ее очень любила. Засыпая, она, бывало, прятала ее под подушку. Кто бы мог подумать, что спустя годы, автор этого произведения войдет в ее жизнь в качестве мужа. Их дочь Ирина сейчас художник-мультипликатор, работает на киностудии вместе с Гарри Бардиным, создает мультипликационные шедевры. Ее «38 попугаев» знакомы каждому.

Но вернемся к Кассилю. Во время войны он – военный корреспондент на Северном флоте. В 1944 году появляется книга «Дорогие мои мальчишки». Здесь мы знакомимся с Синегорией, куда хотят попасть все путешественники. Она очень красива и там живут три мастера. В зеркалах Амальгамы отражалась вся красота мира, мечи оружейника Изобара приносили только победу, ну а Дрон Садовая Голова, выращивал плоды невероятной величины. Все они противостояли королю Фанфарону, в голове которого гулял ветер. Герб Синегории стал знаменитым. Наверное, каждый мальчишка того времени сразу узнавал стрелу, увитую плющем, радугу и девиз: «Отвага, верность, труд – победа!» Повесть военного времени. Здесь все знакомо и узнаваемо, в том числе и город Затонск на Волге. В это время Лев Аркадьевич вел радиопрограмму «Под часами с кукушкой». И миллионы мальчишек ждали ее. Они верили, что автор непременно расскажет им массу интереснейших историй.

Кассиль очень трепетно относился к мальчишкам. Он говорил, что именно они «самый первый двигатель прогресса». Ведь это из них получаются землепроходцы, мореплаватели, космонавты.

- Но его герои не самые положительные, не отличники, - улыбается Наталья Мещерякова. – Да, ему за это, порой, попадало. Но он любил таких озорных, хулиганистых. Таким был герой его книги «Улица младшего сына» Володя Дубинин. Пусть далеко не самый положительный в школе и дома. Но он настоящий герой.

Помимо ребят, в книгах Кассиля есть еще один герой – его родной Покровск. В «Кондуите и Швамбрании» его описания буквально рассыпаны по всем страницам. Это получается не просто книга о детстве и ребятах, это книга о нашем городе и многие места очень узнаваемы до сих пор. Та же Брешка, по которой любила гулять покровская молодежь, главная площадь, носящая в то время название Базарной. Именно тут жили Леля и Ося, которые однажды от обиды и унижения придумали удивительную страну. Потеряв папину шахматную фигуру и оказавшись в углу, они поняли, что бежать им в этом мире некуда – кругом одни взрослые. И тогда появилась новая игра, игра на всю жизнь. В придуманной им стране царил принцип всеобщей справедливости и пышного совершенства. Здесь дети и родители были равны.

Через дверь Маяковского – в литературу

Проходя по музею, мы оказались в мемориальной гостиной. В небольшой по размеру комнате сохранена та еще мебель. Здесь же стоит ширма, за которой проводил осмотры врач Кассиль. Эта комната помнит не только голоса, но и звуки музыки, поскольку мама Льва Абрамовича давала уроки.

Из этого дома в 1923 году 18-летний Лев уехал в Москву и поступил в МГУ на физико-математический факультет. Здесь он начал заниматься в литературной студии, руководил которой Осип Брик. Именно он посоветовал показать свои работы Маяковскому. Позже Кассиль напишет, что он с трепетом в сердце поднялся к нему по лестнице и позвонил в дверь. «Через эту дверь я вошел в литературу». Маяковский благословил его на этот труд. Одна из первых публикаций Кассиля была в журнале «Новый ЛЕФ» и посвящалась Покровску. Кассиль скучал по дому, писал родителям длинные письма на 28 страницах. Очень подробно он описывал и то, как они праздновали 20-летие литературной деятельности Маяковского, где он подружился с Пастернаком, Шкловским, Эйзенштейном, Кандинским. И именно тогда Маяковский посоветовал ему стать журналистом и поднабраться опыта.

Могу сказать, что от посещения музея остается светлое и очень теплое чувство. Это такое озорство, которое незримо, но ощутимо присутствует в каждой комнате, в каждой вещи, выставленной на обозрение. Это дух мальчишества, который был присущ Кассилю на протяжении всей жизни, и недаром Корней Чуковский уже в зрелые годы называл его 14-летним мальчишкой, у которого в кармане сидит живой воробей.

Ольга ЛЕТУВЕТ