Кустарное мошенничество, или Компьютерный беспредел по-саратовски

Полиция регулярно предостерегает граждан о действиях мошенников. Но век высоких технологий открывает для последних все более изощренные способы обогащения. И так как электроника по-прежнему остается для многих темным лесом, у тех же правоохранителей управы на подобных ловкачей пока не находится. Речь сегодня пойдет о фальшивых сервис-центрах, выбивающих из клиентов деньги всеми путями.

Мастера по вызову делают ремонт в любом случае. Даже если он не нужен. Объяснение простое и убедительное – ваш забарахливший комп (холодильник, микроволновка, принтер и т.д.) очень скоро может совсем выйти из строя. При этом нередко после «ремонта» техника остается в еще более плачевном состоянии. Чтобы разобраться в проблеме, наш корреспондент попытался устроиться в один из крупнейших сервис-центров, известных не только в Саратовской области.

На следующий день после собеседования нашего журналиста прикрепили стажером к одному из работников организации. Задача заключалась в том, чтобы в течение дня ездить по заказам, смотреть и учиться ремеслу. Но не подумайте, что ремеслу аппаратного ремонта оборудования или настройке программного обеспечения... Учиться нужно было «грамотно впаривать людишкам самые дорогие услуги и делать для фирмы дорогие чеки» (лексика мастера М.).

Стоит отдельно отметить, что у фирмы нет установленного прайса на услуги и даже их перечня (!). То есть для разных клиентов ценник на одинаковые услуги будет разным – «смотри и учись, вот этому Васе мы сможем впарить антивирус в 2,5 раза дороже». Мастеру позволено рисовать в выдаваемой квитанции все что угодно – любые суммы, любые услуги, выполненные и невыполненные. Фирма прикроет если что.

Сознание среднестатистического россиянина устроено так, что он всегда готов довериться человеку с бумажкой, на которой стоит печать. Истина же состоит в том, что все распространяемое подобными мастерами программное обеспечение является пиратским. По сути, на этом описание шарашки можно закончить, но дьявол всегда кроется в деталях.

Первый и самый показательный заказ за день ждал нас на улице Гвардейской, откуда поступил вызов на ремонт ноутбука, который начал тормозить. Стереотипная рабоче-крестьянская семья, дешевая мебель, ковры на стенах, кошка-дворняга, иконки, настенные часы, фотографии дочки, бюджетный старый ноутбук... Переустановка его системы в итоге вылилась немолодой женщине в сумму, превышающую его реальную стоимость. 

Мастер начал с лекции о необходимости регулярной прочистки ноутбуков от пыли, смазки встроенного вентилятора охлаждения и замены термоинтерфейса. Вообще это дело хорошее, но никакой регулярности не требующее и применяющееся только после выявления перегрева программными тестами. Запущенный в итоге тест перегрев выявил, после чего М. принялся вскрывать компьютер. Пыли там не обнаружилось совсем, но для имитации бурной деятельности все же пришлось помахать... беличьей кисточкой (пылесос? не, не слышал). 

Стоит ли говорить, что тихий вентилятор смазывать не было смысла, а новый термоинтерфейс сомнительного качества не снизил температуру перегревающегося процессора ни на градус! То есть вскрытие пациента закончилось хорошо лишь тем, что пациент не умер от вскрытия. На общем чеке ненужная процедура отразилась полутора тысячами рублей.

Второй этап: совершенно необязательная переустановка Windows. За пиратский Windows 8.1 М. запросил с женщины 2500 рублей, у нее на глазах активировав его взломщиком. Естественная установка драйверов на новую систему выделена у этого мастера в отдельную услугу – для жертвы ее стоимость составила 600 рублей. Хотите установить Office, антивирус и антирекламу? Конечно, ведь на людей эти слова действуют гипнотическим образом, и они забывают спрашивать цену – 1000, 1000 и 700 рублей соответственно (не забываем, что весь софт пиратский).

Мастер выделяет в отдельную услугу буквально каждое свое действие, пусть и самое незначительное. К примеру, «деление жесткого диска» во время переустановки Windows. Странно, что эти ребята еще не додумались оценивать в рублях каждый клик мышью (и зачем мы им подсказываем?). Цены на эти невидимые услуги мастер сообщает уже перед уходом, предъявляя квитанцию. 

Итак, мы подошли к заключительному и самому эмоциональному этапу истории – оплате. Увидев чек, женщина расплакалась. Скорее всего, сумма в 7800 рублей была или всей ее пенсией, или половиной зарплаты. Чтоб было понятно – выполненная работа была не нужна компьютеру ее дочки. А реальная стоимость вышеперечисленных действий, с учетом того, что они необходимы, находится в диапазоне до двух тысяч рублей.

Первое, что сделал М. после выхода из квартиры, разразился громким смехом: «Видишь, как надо работать? Учись. Частенько я снимаю с лохов тысяч по 10-15 за ноутбук. Ведь если приносишь фирме дешевые чеки, она присылает тебе неперспективные заказы. Смотришь на квартиру, богатые или нет, насколько разбираются в компьютерах... Бывают упыри, которые кидаются с кулаками, когда видят финальный чек. И таким придется иногда давать отпор».

Весь последующий день М. перезванивался с адвокатом по поводу заведенного на него уголовного дела. В присутствии нашего корреспондента говорил осторожно, но общую канву уловить удалось. Ничего нового и удивительного – кого-то облапошил, люди решили не молчать, фирма помогла тем, что перевела М. из другого города в Саратов, подальше от разборок. Разговоры о различных судах в тот день нашему журналисту приходилось слышать и в исполнении самого директора фирмы.

Что нужно понимать: в нашей стране можно приравнять к букве закона что угодно, если иметь деньги и людей в нужных инстанциях. А крайняя непрозрачность некоторых сфер деятельности делает помощь правоохранителей бессмысленной. Наличие на бумажке печати ИП или ООО в наше время не значит ничего – в большинстве случаев именно организация под красивой вывеской является идеальным прикрытием для нечистоплотных дельцов. 

И да, следующему клиенту М. продал скачанный с торрентов антивирус уже за 2,5 тысячи рублей.

Андрей АПАЛИН