Кто починит саратовские дороги, не пережившие зиму?

Как и ожидалось, Дмитрий Медведев остался на своем посту. Удивили (а кого-то и развеселили) разве что перестановки в кабинете министров - глава Счетной палаты Татьяна Голикова будет отвечать за здравоохранение и пенсионное обеспечение, бывший министр спорта Виталий Мутко курировать строительство и региональную политику. Ну и так далее. Как все это отразится на жизни страны, Саратовской области? Будет ли весело?

Тем временем стало известно, что французская компания - владелец цементного завода в Вольске - намерена закупать ежегодно до 300 тысяч тонн мусора в Подмосковье. Для производственных нужд. Сообщается, что сделка будет выгодной для обеих сторон. Но население интересуется - выгодно ли это будет для экологии нашего региона, если в Вольске будут сжигать подмосковный мусор? И почему нельзя брать «сырье» из Саратова? Его здесь предостаточно….

Между тем, после зимы часть дорог в Саратове и области, отремонтированных качественно, весьма неплохо сохранилась. Но другая часть заметно разрушилась, несмотря на прошлогодний ремонт и огромные затраты. Понесут ли за это ответственность чиновники, будут ли подрядчики бесплатно исполнять гарантийные условия согласно обещаниям губернатора? Спросим у экспертов – известных политиков, депутатов, общественников. 

1) Как вы отнеслись к «переназначению» Дмитрия Медведева и кадровым изменениям в правительстве РФ?
2) Считаете ли вы негативной информацию о возможном ввозе на территорию Саратовской области мусора из Подмосковья для печей цементного завода в Вольске?
3) Выполнят ли подрядчики гарантийные обязательства по ремонту саратовских дорог, не выдержавших зиму?

Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, депутат областной Думы
1) Я являюсь руководителем регионального отделения партии «Справедливая Россия». Фракция нашей партии в Государственной думе проголосовала против назначения Дмитрия Медведева премьер-министром. И это последовательная позиция партии. Еще в 2016 году мы проводили сбор подписей за отставку правительства Дмитрия Медведева под девизом «Делай или уходи!». 
И сегодня причины все те же. Положение миллионов граждан ухудшается. Достаточных мер для развития экономики страны не предпринимается. Импортозамещение, по сути, остается только на словах. Правительство Дмитрия Медведева не в состоянии, по мнению нашей партии, решить эти проблемы, не в состоянии справиться с теми задачами, которые в своем новом майском указе поставил Президент.

2) Эта информация, насколько мне известно, была озвучена министром экологии и природопользования Московской области, где сегодня остро стоит вопрос с мусорными полигонами. Там проблема действительно очень серьезная и ее нужно решать, но мне абсолютно непонятно желание эколога из Подмосковья решить эту проблему за счет вывоза мусора за пределы своего региона. 
В конце концов, у фирмы, о заключении контракта с которой идет речь, есть цементный завод в подмосковном Воскресенске. Если есть желание использовать топливо из мусора в цементных печах, можно его осуществить на своей территории, а не за наш счет. Нужно понимать, что технология, о которой идет речь, по сути своей не сильно отличается от мусоросжигания, безусловно, опасного для экологии. 
Российский Гринпис называет топливо из мусора, так называемый РДФ, сжиганием мусора «с чёрного хода». Поскольку цементные заводы изначально не рассчитаны на использование топлива из смешанных отходов, сжигание РДФ может приводить к неконтролируемым выбросам опасных для здоровья человека веществ, таких как диоксины и ртуть. 
Я категорически против применения данной технологии в Вольске, даже в дальнесрочной перспективе. Вольск – город на Волге, мы давно уже поднимаем вопрос о необходимости очистки великой реки, на этот счет уже есть и решение Правительства РФ. 
Его выполнение окажет положительный эффект на экологию всего Поволжья. Усугублять экологическую ситуацию в регионах страны, решая проблемы Подмосковья, неприемлемо. Саратовская область – не мусорка! Мы гордимся своим регионом, своей рекой и мы будем ее защищать от подобных инициатив!

3) Законодательством установлена обязательная гарантия на дорожные работы. И если ремонт выполнен некачественно, подрядчик обязан за свой счет дорогу отремонтировать. Но существует вторая сторона проблемы. Мы понимаем, что нечищеная дорога весной – это вода на асфальте и в результате перепадов температур – разрушение дорожного покрытия. Условиями гарантии предусматривается, что дороги должны содержаться в порядке, но мы все видели, что этой зимой дороги чистились очень плохо. Не исключено, что часть подрядчиков все-таки будут ремонтировать дороги согласно гарантии, а некоторые, возможно, пойдут отстаивать свои интересы в суде на основании нарушения со стороны власти правил содержания дорог в зимний период.

Анастасия МОСКАЛЕВА, член федерального совета российского общественного движения «Открытая Россия», координатор Саратовского отделения.
1) Я совершенно не вижу здесь никаких кадровых изменений. Это как переставлять разваливающуюся мебель в бедной лачуге. Карьера Голиковой как минимум странная. Она просто скачет с финансов на здравоохранение и обратно. При том, что мы уже сталкивались с ситуацией, когда здравоохранение при ней было в плачевном состоянии. 
Тут вспоминается Пироговский съезд, на котором 80 тысяч медиков признали ситуацию в здравоохранении кризисной, и горы Арбидола повсюду. Ждём теперь новое суперлекарство от простуды, на котором она сможет хорошо заработать. Тем более рынок закрывается от качественных зарубежных конкурентов.
Что касается Мутко, то этот человек провалил Олимпиаду. Это все, что нам нужно о нем знать. 
Я вижу в этом составе проявление глубокого кризиса власти. У президента осталось лишь полтора землекопа, которым он может доверять. И уже нет возможности выбирать среди них более результативных. Не осталось понятия профессионалов в медицине или спорте. Есть лишь верные люди независимо от квалификации. Имитировать изменения надо, и остаётся лишь переставлять их с места на место.

2) Саратовская область производит 900 тысяч тонн, должно хватить. Но здесь стоит вопрос о технических возможностях. В цементной печи сжигать можно далеко не все. Значит, мусор нужен рассортированный. Подмосковье переходит на эту систему. Саратов даже не начинал, хотя это объективная необходимость во имя спасения родной природы. 
На месте губернатора я бы незамедлительно занялась организацией такого сбора и достижением договорённостей с цементным заводом.
Кроме того, в регионе есть щебеночные заводы, заинтересованные в строительном мусоре, стекольный завод, готовый взять битое стекло, и бумажный комбинат, которому пригодится макулатура. 
Есть предприниматели, готовые перерабатывать покрышки и органический мусор и нуждающиеся в небольшом гранте. Это были бы очень позитивные изменения и для экономики и для экологии.

3) Я только что провела глубокий анализ этой ситуации в Карелии. Выяснилось, что свежеотремонтированные дороги на гарантии не соответствуют ГОСТ по числу и размерности ям, а также по состоянию обочин. В среднем ямы были размером 60*60 (ГОСТ допускает лишь 15*60), обочины отличались по уровню от дороги более чем на 4 см. Кроме того, в открытых ямах было явно видно, что слои покрытия не соответствовали смете госконтракта.
Подрядчики и чиновники молчали. В Саратове будет тоже самое.
Исправить эту ситуацию можно лишь привлекая общественное внимание к ней. Нам всем надо осознать, что добрую половину своих доходов мы отдаём государству в виде налогов для того, чтобы государство обеспечивало наши потребности. Но оно делает это неэффективно. Чиновники должны слышать нас, за это они получают зарплату, но этого не происходит. Наши потребности не слышат и не учитывают. 
Я предлагаю всем подключиться к онлайн флешмобу. Давайте донесём до руководства города, что мы хотим. Сфотографируйте некачественную дорогу, длинную очередь в пенсионном фонде, заброшенный городом памятник архитектуры, выложите ее в сеть с тэгом #открытыйбюджет и задайте вопрос чиновникам: а где налоги, которые мы заплатили? Только когда люди начнут интересоваться, куда расходуется наш общий бюджет и как, дело сдвинется с мертвой точки.

Иван КУРЕНЬКОВ, политолог
1) К «переназначению» Дмитрия Медведева на новый срок в качестве премьер-министра отношусь отрицательно. Это вторая по значимости политическая ошибка Владимира Путина, после своего выдвижения на пост президента РФ в четвёртый раз. Причём эти «ошибки» могут оказаться роковыми не только для самого питерского тандема, но и, увы, в целом для России. 
Новое назначение Медведева можно расценивать как «утраченную иллюзию» на «нового» Путина. Если кто-то ещё на это наивно надеялся…
Теперь коротко о некоторых «достижениях» Медведева за прошлую шестилетку. В 2012 году «майскими указами» президента РФ правительству страны было дано 218 поручений. Их реализация шла ни шатко, ни валко. Из-за чего глава правительства постоянно подвергался критике со всех сторон.
Помимо «оборонки» и силового блока бюджетный «голод» ощущали многие секторы экономики, и даже научная сфера, о необходимости подъёма которой неустанно твердится со всех трибун.
Так, представители профсоюза работников РАН в прошлом году били во все «колокола» насчёт грубого нарушения «майского указа» №599, согласно которому в 2018 году государственным научным фондам должны были выделить 25 млрд. рублей, однако федеральным бюджетом запланировали только 11,6 млрд. рублей.
Под большим вопросом остаётся и реализация «майского указа» №596, первым пунктом которого декларировалось создание и модернизация в стране 25 млн. «высокопроизводительных рабочих мест».
Буквально притчей во языцех стала сомнительная кампания по выполнению предыдущих «майских указов», касающихся увеличения заработной платы учителей и врачей. Зачастую снизу доверху здесь желаемое выдаётся за действительное. К примеру, в 2017 году по данным Росстата средняя зарплата учителей средних школ якобы составляла по стране 32 тыс. рублей. Однако независимое исследование журналистов ОТР показало, что в 40 из 85 регионах России школьные учителя получают 7-14 тыс. рублей в месяц (с учётом всех надбавок и ставок). Более 30 тыс. рублей в месяц получали учителя только 5 субъектов РФ. Реальная средняя зарплата
учителей средних школ в 2017 году, по оценкам независимых экспертов, составляла лишь 18 тыс. рублей.
Аналогичная ситуация наблюдается и относительно повышения к 2018 году средних зарплат среднего медицинского персонала в здравоохранении до уровня средних зарплат по регионам. Чтобы выполнить этот «майский указ» 2012 года многие региональные руководители с молчаливого согласия правительства страны осуществили массовый перевод санитарок и младших медсестёр в уборщицы (техперсонал). Но при этом их должностные обязанности остались прежними.
По-прежнему более 20 миллионов россиян пребывают в нищете и это только официальные данные, а реальность ещё постыднее. В небывало богатой природными ресурсами стране.
Вызывает недоумение и опасение активно-неуклюжее наступление властей на свободу слова, свободное получение и обмен информации, в том числе через интернет, попытки запрета мирных шествий граждан, гарантированные Конституцией РФ, запугивание и травля инакомыслящих.
Одним словом, ничего хорошего от такого нового старого правительства и премьер-министра ожидать не приходится. Особенно регионам, в свете первых кадровых предложений Медведева по своим заместителям. Над «озвученной» кандидатурой Виталия Мутко в качестве вице-премьера по строительству и региональной политике в Госдуме смеялись даже партийные соратники лидера «Единой России». Медведев тоже улыбался со всеми и очевидно в качестве одной из главных «заслуг» претендента отметил, что тот – «из питерских»…

2) Мусора в Саратовской области хватает своего. Как с ним бороться власти найти оптимального решения не могут. Или не хотят. Лично я против завоза в наш регион «чужого» мусора. Пусть каждый регион наконец-то научится самостоятельно справляться с этой проблемой. Но при таких «специалистах» широкого профиля как «Мутко и К» это видимо случится не скоро.
3) Освоение много миллиардных бюджетных средств на ремонт и «ремонт» дорог у нас идёт полным ходом. Результат бывает разным, чаще –удручающий спустя год и меньше. Контроля строгого как не было, так и нет.
Хотя контролёров разных – пруд пруди. Как говорится в одном известном анекдоте: «Тут одним краном не обойдёшься – всю систему менять надо!»…

Александр ЕРМИШИН, председатель Саратовского регионального отделения партии «Яблоко» и общественного движения «Жить здесь»
1) Начнем с того, что я предпочел бы и на должности Президента видеть другого человека, соответственно и к переназначению Дмитрия Медведева отношусь отрицательно. Более того, я пока не встретил ни одного человека в своем круге общения (а он у меня достаточно широкий и отнюдь не ограничивается моими единомышленниками), который однозначно поддержал бы данную кандидатуру. Переназначение Дмитрия Медведева де-факто фиксирует то, что никаких принципиальных изменений в деятельности правительства, а значит и во внутренней политике страны, не намечается.
В нынешних реалиях следует признать, что, учитывая личности обоих, должность премьер-министра даже более техническая, чем это предусмотрено действующим законодательством.
А те, кто видел, как Дмитрий Медведев предлагал кандидатуры вице-премьеров, отметили для себя еще одну грустную тенденцию. На высшие должностные посты в нашей стране назначают не только по принципу личной преданности, но и «по приколу», «назло маме (Западу)», причем ни мало этого не стесняясь. Ни к чему хорошему в развитии страны в целом и Саратовской области в частности это привести не может и не приведет.

2) LafargeHolcim владеет четырьмя цементными заводами в России. Причем три из них в Московской области и только один из них в Вольске. 
Если речь идет о мусоре из Подмосковья, то логично и эффективно сжигать его после сортировки и переработки в RDF тут же в Подмосковье, чем везти его почти за 1000 км. в Вольск. Думаю, что при таком плече доставки эффективность этого вторичного топлива для цементных печей существенно снижается. Поэтому мне кажется, что конкретно для Вольска это пока только гипотетическая проблема, не смотря на то, что владельцы заводов одни и те же.
В Саратове тоже много мусора, который не сортируется, а захоранивается «как есть» на мусорных полигонах вокруг Саратова, но все-таки не сравнимо с Москвой и Подмосковьем. Очевидно, что цивилизация движется в направлении сортировки и переработки мусора. 
Но раздельный сбор и сортировка – это не самоцель, а необходимая часть технологической цепочки, предшествующая переработке. В результате существенная часть бытового мусора может быть переработана Refuse Derived Fuel (RDF) или альтернативное топливо, которое используется, например, в цементных печах.
Однако, вопрос не в том мало в Саратовской области мусора или много, а в том, насколько опасно сжигать переработанный в RDF мусор с точки зрения экологии. В этом у меня огромные сомнения, учитывая то, что при таком способе переработки подразумевается, что опасные отходы, как то батарейки, ртутные лампы, пластики, сознательные граждане собирают отдельно и их попадание в гранулы RDF исключено. Как мы все понимаем, в жизни все далеко не так.
Поэтому у меня огромные сомнения в «выгодности» сделки, о которой идет речь в вопросе, с точки зрения всего комплекса вопросов и в первую очередь экологии.

3) По моим ощущениям существенная часть капитально отремонтированных дорог в городе как раз вполне нормально пережили зиму. Разумеется, я могу говорить только за те маршруты, по которым я сам передвигаюсь за рулем. Но эксцессы есть, и, в случае, если это покрывается гарантийными обязательствами подрядчика, недостатки должны быть бесплатно устранены. 
На недавнем заседании городской Общественной палаты, на котором я присутствовал, господин Кузнецов заверил, что все подрядчики «живые», не находятся в стадии банкротства, как это часто бывает, и что работа с ними ведется. Значит есть надежда, что в итоге подрядчики исполнят свои обязательства, и в наказании профильных чиновников явной необходимости не возникнет.
Однако следует заметить, что существенная часть повреждений дорожного полотна в городе происходит по причине либо прямых вскрышных работ для ремонта подземных коммуникаций, либо по причине неудовлетворительного состояния их или ливневой канализации. Причем часто это происходит на только что отремонтированных участках дорог. 
Это не прямая ответственность дорожников, но прямая ответственность чиновников, кто согласует графики ремонта дорог, подземных коммуникаций и ввода в строй новых объектов, требующих врезки в подземные коммуникации. Мне представляется, что в ряде случаев эти графики не согласованы.
От вопроса о стоимости и экономической эффективности работ по ремонту дорог в Саратове я уклонюсь, поскольку не владею конкретными цифрами и расчетами.

Григорий АХТЫРКО, член общественного совета при Уполномоченном по правам человека в Саратовской области 
1) Как к демонстрации миру и граду высшим должностным лицом державы - "хозяином земли русской" Путиным В.В., что и т.н. "элита", и "покорный ей народ" теперь стерпят от него все, что угодно, "лишь бы не было войны". Разумеется, лучшим премьером российского правительства в современных обстоятельствах был бы Г.А. Явлинский, к бабке не ходи!
Полагаю, раз главным прорабом пере-стройки назначен "ай фром" Мутко, на этой отрасли реальной экономики можно поставить жирный крест, никакие инвест-допинги уже не помогут. Следовательно, публичный прогноз нашего заслуженно авторитетного строительного мэтра Л. Писного, что "с нового года стройка встанет", к сожалению, реален. Думаю, о развитии страны и региона придется забыть.

2) Полагаю, что в официальных отчетах наших чиновников значится, что действительно в нашем регионе мусора маловато, наверное, даже как бы не хватает. Но в реальности, считаю, его не только для французских, но и для немецких, шведских и т.д. фирм хватит с избытком, еще и даром отдадим!

3) Полагаю, чиновники за это будут даже награждены: премированы, повышены в должностях и званиях, обласканы и восхвалены. А подрядчики по-прежнему гарантированно будут купаться в бюджетных деньгах согласно негласным обещаниям. Ситуация меняется на удивление легко, по-армянски: ррраз, и правящая партия - в оппозиции, пакует чемоданы!

Сергей ШАРОВ, руководитель Саратовского исполкома Общероссийского народного фронта
1) Переназначение Дмитрия Медведева не вызывает вопросов – он опытный руководитель, с большим кредитом доверия. Что касается Виталия Мутко в команде премьер-министра: его кредит доверия, видимо, неисчерпаем. Посмотрим, как он справится со строительной отраслью.

2) Насколько я знаю, французская компания не подтвердила официально такие намерения. Но, если у них действительно в планах закупок есть мусор, то, возможно, региональному оператору стоит побороться за контракт?

3) Дорожная тема – одна из самых актуальных сейчас. Снег сошел где-то вместе с дорогами, где-то их и до снега не было. Справедливости ради, надо отметить, что с каждым годом на ремонт и содержание дорожной сети Саратовской области выделяется все больше средств. Возникает вопрос качества выполненных работ. Вместе с активистами ОНФ и представителями профильных ведомств мы сейчас проверяем дороги, которые автомобилисты заносили на интерактивную карту «Убитых дорог», и где проводился ремонт в 2017 году. Там, где дороги не перезимовали, будем добиваться восстановления полотна по гарантийным обязательствам. Кстати, у так называемого «ямочного ремонта» также есть гарантия.