Кристина Ковалева: «Чудесам импровизации учусь у Эллы Фицджеральд»

Молодую джазовую певицу Кристину Ковалеву саратовцы услышали весной – в филармонии прошел концерт знаменитого пианиста Джона Дэвиса с участием российских музыкантов, в том числе и Кристины. Несколько ее сольных номеров в программе стали потрясением для публики: изумительная легкость и свежесть исполнения вкупе с мастерством заставляли вспомнить ни много ни мало молодую Эллу Фицджеральд – впрочем, чуть позже выяснилось, что великая Элла действительно является для Ковалевой одним из образцов.

История украинской девушки, принявшей участие в украинской версии шоу «Голос», окончившей легендарную Гнесинку и ставшей «своей» в музыкальном мире Санкт-Петербурга – города с давними и прочными джазовыми традициями, согласитесь, вдохновляет на то, чтобы узнать о ней побольше. Пусть даже эта возможность представилась не сразу…

- В одном из интервью ты сказала, что две неотъемлемые части твоей жизни - украинская народная музыка и джаз. Джаз в свое время появился как раз из народной музыки (правда, не Украины, а США), но с тех пор претерпел много изменений, появилось огромное количество его разновидностей... Можно ли сказать, что вот эта привязанность к народной культуре помогает тебе вернуть джаз к его корням, более полно раскрыть все возможности этой музыки?

- О! В этом направлении я даже не думала, но мысль мне нравится. Для меня это скорее два абсолютно разных мира. Вообще, исполняя любой материал, я как бы «присваиваю» его себе, но в ситуации с украинской музыкой всё немного органичнее, наверное.

- После концерта в Саратове мы говорили о влиянии Эллы Фицджеральд. Могла бы ты теперь более подробно остановиться на своих музыкальных ориентирах?

- Ох, это ты зря. Я же могу сутками об этом говорить. Попытаюсь максимально сузить круг своих вдохновителей…

Конечно, как и любой джазовый вокалист, я не смогла пройти мимо гениальности Эллы Фитцджеральд, которая и открыла для меня чудеса импровизации и голоса. Но всё началось скорее с инструментальной музыки, а потом этот джазовый клубок потихоньку разматывался. Если мы говорим о джазе (а временной отрезок этого направления достаточно большой и перенес немало модификаций), то в каждом направлении у меня есть свои любимчики, которых я не перестаю слушать, у которых все время чему-то учусь. Из вокалистов традиционной школы я бы назвала Эллу, Сару Воэн, Мела Торме, Аниту О'Дэй. Если брать более поздний период – би-боп, то это мое любимейшее трио Ламберт-Хендрикс-Росс, которые занимались тем, что писали слова на сыгранные боповские импровизации. К ним также можно добавить Эдди Джефферсона и Марка Мёрфи. Да, совсем забыла про любимую сумасшедшую Бэтти Картер!

Из современных джазовых вокалистов я просто восхищаюсь Дайан Ривз, которая органично звучит в любом музыкальном контексте, её всегда интересно слушать и смотреть. Такое же впечатление на меня производит талант и харизма Курта Эллинга. Ой, ещё несколько ребят: Грегори Портер, Эсперанса Сполдинг и Грэтчен Парлато.

И всё же, если говорить об ориентирах, то для меня в этой номинации побеждает Бобби Макфферин. И я сейчас говорю не про вокал или музыкальность, а про его фантастическую личность в целом. Первое, что меня всегда привлекает – потрясающее чувство юмора, какая-то удивительная лёгкость, непосредственность, детский азарт во всём, что он делает, такой большой ребёнок! Ну и, конечно, огромная любовь к людям, к своему делу, это сразу подкупает. Для меня он гораздо больше, чем просто музыкант.

Ещё немножко скажу про вдохновителей-инструменталистов, если можно. В этом списке у меня такие «отцы», как Чарли Паркер с Диззи Гиллеспи, Чет Бэйкер (которого ещё можно отнести к моим любимым вокалистам), Майлз Дэвис, Джон Колтрейн и невероятный Чарльз Мингус. Не могу не упомянуть Херби Хэнкока, Уэйна Шортера и Чика Кориа - живые легенды! Это так круто, что они до сих пор творят, концертируют и вдохновляют всех своей музыкой! Из современных исполнителей: Тигран Хамасян - невероятно глубокий и тонкий музыкант, Роберт Гласпер, Рой Харгрув, Снарки Паппи тоже люблю! Наверное, это те музыканты, без которых я точно не представляю свою музыкальную вселенную. И это мы ещё не затронули народную украинскую и классическую музыку!

- Как ты решилась принять участие в украинском "Голосе"? Не секрет, что многие "серьезные" музыканты считают телепроекты чем-то не заслуживающим внимания. Читал в интервью, что заявку за тебя подала мама, но ведь кто-то бы туда просто не поехал…

- Я действительно воспринимаю все эти проекты весьма скептично, считаю себя абсолютно не конкурсным человеком. Люблю получать от музыки удовольствие, делиться этим со зрителями, но ни в коем случае не соперничать, доказывать что-либо, если говорить о подобного рода конкурсах. В таких мероприятиях всегда есть определённые условия и рамки.

Но тут какая история. Этот проект тогда только появился на территории СНГ, и это было что-то новое, интересное, все родственники с Украины буквально прожужжали мне уши, мол, какое интересное шоу, иди скорей. Я держалась до последнего, пока на почту не пришло приглашение на кастинг в Киев. Тут я подумала, раз уж на то пошло, почему бы не попробовать, тем более приключения я люблю, вот и посмотрим, что там за проект такой. Уже на кастинге мне всё понравилось: доброжелательное отношение жюри, отсутствие соревновательного и агрессивного настроя среди участников, что меня очень удивило. Сейчас я вспоминаю это время с восторгом. У нас сложилась потрясающая команда, большая музыкальная семья. Мы всё время шутили, дурачились, всё было по-настоящему, без всяких конкурсных шаблонов. Даже покинув проект, я приезжала на все прямые эфиры, чтобы увидеться со всеми и поддержать ребят. Волшебное было время!

- Расскажи о музыкантах, которые с тобой работают. "Квартет", "Квинтет Кристины Ковалевой" - это кто?

- Я обычно выступаю с несколькими составами, это абсолютно разные (что меня и привлекает), безумно талантливые и востребованные музыканты. Например, есть замечательная питерская команда «Jazz Classic Trio»: Андрей Зимовец (фортепиано), Николай Затолочный (контрабас), Егор Крюковских (ударные). Они играют традиционный джаз, и они знают в этом толк! С другими составами мы играем более современную джазовую программу. Вообще одного готового состава или группы нет, как правило, это отдельные музыканты, которые собираются для концерта или какого-то проекта. Мне очень нравится играть с разными музыкантами – это всегда интересно, каждый привносит в музыку что-то своё, обогащает её. Но, я бы сказала, уже сложился определённый состав, с которым мы играем мой авторский материал. Это такие музыканты, как Андрей Кондаков – пианист и композитор, музыкант с мировым именем; великолепный контрабасист, востребованный не только в джазовой, но и в классической музыке, Григорий Воскобойник; талантливейшие Пётр Михеев (ударные) и Андрей Половко (саксофон). Их можно услышать в разных проектах, наиболее известный – группа Non Cadenza.

- У тебя есть опыт учебы и работы в Европе. Интересно сравнить, что происходит на джазовой сцене "у них" и в России? И как там строится обучение? Что больше всего впечатлило?

- Впервые я попала на летний джазовый мастер-класс в Польше в 2009-м, кажется. Тогда для меня это был разрыв шаблона. Я никогда не думала, что обучение может быть таким лёгким и увлекательным. Всё происходит в непринуждённой и дружественной атмосфере, с юмором. Абсолютно другой подход, начиная с того, что ты не боишься ошибиться, не боишься чего-то не знать, все расположены к тебе и поддерживают во всём, только бери и пой.

- В тексте о тебе на проекте "Голос страны" прочитал: "Очень любит рисовать на стенах и всем, что попадается под руку". Для тебя это отвлечение от музыки или ее продолжение? Есть ли какие-то именно работы или пока все ограничивается мимолетными рисунками?

- Ох, было дело. Первые годы учёбы в Москве я очень болезненно переживала, не могла привыкнуть к городу и к тому, что происходило в академии. Большую часть времени проводила в общежитии и, чтоб как-то отвлечься, начала рисовать. Листов бумаги было недостаточно, особо не разгуляешься, а в комнате, в которой мы жили, были старые ужасные обои, вот я и решила их немного обновить. Такая вот настенная живопись. Должна сказать, что это мне очень помогло тогда. Получилась своего рода арт-терапия. А сейчас в таких случаях я просто иду в музей, да и стены своего дома меня полностью устраивают.

- Понятно, что вопросы вроде «каковы твои творческие планы» - уже надоевший журналистский штамп, но, тем не менее, хочется узнать, что нового можно ожидать от тебя в ближайшее время? Хотелось бы, чтоб тебя услышало как можно больше людей…

- А я обычно не могу нормально сформулировать ответы на такие вопросы, но не в этот раз! Сейчас у меня действительно появились серьёзные творческие планы, точнее один, - запись альбома. Я немного боюсь, но безумно хочу это дело осуществить. Он будет состоять из моих песен и нескольких аранжированных украинских народных. Если говорить о стиле, то, выражаясь современным языком, это что-то вроде контемпорари фолк/этно джаз (как-то сложно это звучит…). Надеюсь, весной альбом выйдет.

Дмитрий МАРКИН