Космический «Орел»

7 августа 1961 года Саратовская область пережила еще одно событие, которое связывает ее с историей освоения космоса. В этот день в нескольких километрах от Красного Кута в поле приземлился второй космонавт планеты Герман Титов. Но если место приземления Гагарина знают во всем мире, то о наличии места приземления Германа Степановича не догадываются даже жители области.

Сейчас в краеведческом музее Красного Кута, который носит имя Германа Титова, хранятся уникальные экспонаты. Здесь можно увидеть не только форму генерал-полковника, но и тот самый парашют, на котором в заволжские степи спланировал космонавт.

- Герман Степанович приезжал в Красный Кут в 1974 году на открытие мемориала воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, - рассказала экскурсовод музея Мария Столярова. – Тогда же ему присвоили звание Почетного гражданина нашего города и вместе с удостоверением вручили символический ключ.

К слову, позывной Германа Титова в этом полете был «Орел». Взлетев выше всех на этой земле, он увидел ее со стороны. Его восхищению нашей Землей не было предела. Позже он писал об этом в своей книге «Голубая моя планета»: «За бортом корабля, в бездонном небе, загорелись звезды. Точно яркие алмазы на черном бархате, горят далекие небесные светила.(…) Пройдет немногим более получаса – и я снова увижу рассвет. За сутки их будет семнадцать. Над Землей, там, где небо сливается с горизонтом, - цветы волшебной радуги. Через иллюминатор она кажется предвестницей наступающего радостного утра».

Семнадцать витков вокруг земли. Герман Титов провел в космосе больше суток. Причем, по программе полета, должен быть сон. Титов заснул и… проспал на 35 минут дольше. Спуск – это один из самых сложных этапов полета. «На глобусе указывалось место приземления – недалеко от Саратова. Я специально не закрыл один из иллюминаторов, для того чтобы можно было лучше увидеть происходящее за бортом корабля. Розовое пламя вокруг корабля по мере погружения в атмосферу постепенно сгущается, становится пурпурным, затем багровым. Жаропрочное стекло покрывается желтоватым налетом, стальная обечайка иллюминатора плавится, и огненные брызги проносятся возле стекол. Захватывающее зрелище!»

Скорость аппарата уменьшилась с 28 тысяч километров в час до 600-800 километров в час. Сначала отстрелился люк кабины и катапульта, потом раскрылись парашюты. Справа от себя Титов увидел большую реку и два города по обе ее стороны. Это только подтвердило, что сесть предстояло в районе Саратова.

К приземлившемуся кораблю подъехала машина. Космонавт в это время еще раскачивался в воздухе на парашюте. Сильным ветром его относило в сторону. Титова едва не закинуло на железную дорогу, по которой в сторону Москвы шел поезд. По всей видимости, машинист заметил человека и прибавил скорость. Титов приземлился на поле. Первыми его встретили «труженики приволжских полей» Василий и Алексей Ануфриевы, Николай Андреев, Александр Ермилов, помогли снять скафандр.

Саратовский краевед Владимир Цыбин в своей книге «Подвиг космонавта Г. С. Титова» упоминает еще о неизвестной девушке-железнодорожнице и рассказывает о своей встрече с одним из очевидцев. Алексей Ануфриев рассказал, что в тот день он работал на тракторе. Услышав похожий на выстрел звук и увидев спускающегося на парашюте человека, он взял у пастуха лошадь и поспешил к космонавту. Говорит, что страшно не было, хотя о полете не знал, поскольку работал в поле. Все пятеро подошли практически одновременно. Титов приземлился в 20-30 метрах от железной дороги. Он пытался освободиться от скафандра, но сам он этого сделать не смог. Андреев и девушка, следуя указаниям Германа Степановича, помогли ему снять скафандр и другое снаряжение. Космонавт остался в комбинезоне голубого цвета.

- Вид у космонавта был растерянный, - вспоминал Алексей Дмитриевич, - так как он спускался на парашюте на идущий товарный поезд, и была угроза попасть между вагонами. Летал больше суток в космосе, а при посадке мог так нелепо погибнуть. А других разговоров я не слышал. Титов приземлился с одной стороны железной дороги, а сам спускаемый аппарат в более чем 5 км по другую сторону. Недалеко от космонавта приземлилась лодка, предназначенная на случай аварийной посадки на воду. Затем Титов попросил отвести его к спускаемому аппарату, который находился на гороховом поле, там же неподалеку лежал отстрелянный люк. Он забрался внутрь, взял документы и попил воды. А затем на машине его увезли в районный центр.

Место приземления очевидцы предусмотрительно обозначили деревянным колышком.

Новость разнеслась с неимоверной скоростью, сюда со всех сторон спешили люди. Народу было столько, что гороховое поле оказалось буквально вытоптанным. В Красном Куте начался настоящий митинг.

«По приезде в райком партии я попросил, чтобы меня срочно связали с Москвой: надо было доложить Государственной комиссии о том, что посадка корабля завершилась благополучно. Странное было у меня ощущение. С одной стороны, чувство удовлетворенности тем, что задание полета было выполнено полностью и я мог доложить результаты его тем, кто готовил и обеспечивал этот полет. Это их труд успешно завершен, завершен еще один этап в освоении космоса. С другой стороны, смущала какая-то непонятность происходящего. Кругом люди, аплодисменты, цветы. В машину приходится пробиваться с посторонней помощью. И главное, я не знаю, что надо делать в этой обстановке. Я еще не отключился от полета, все мои мысли были связаны с работой. А у здания райкома тем временем собрались уже сотни людей. Они скандировали: «Ти-то-ва! Ти-то-ва!» Вместе с руководителями района вышел на улицу и под бурные овации поднялся на трибуну. Я от души поблагодарил собравшихся за сердечную встречу, сказал о своей бесконечной радости и гордости, что выполнил задание партии и правительства. Дети преподнесли букеты цветов. Потрогали мое космическое одеяние - лазоревого цвета комбинезон».

- Мы поддерживаем теплые отношения с семьей Германа Степановича, его жена Тамара Васильевна приезжала к нам в 2002 году с дочерьми и внуком, - продолжает Мария Столярова. - Они передали нам личные вещи Титова – его настольный письменный прибор, значки, медали, копии аттестатов и дипломов. В этом же году музею и было присвоено имя космонавта. Тот самый телефон, по которому он разговаривал с Москвой, сейчас тоже есть среди наших экспонатов.

Изначально на месте приземления местный скульптор Катуков установил 20-метровый обелиск в виде ракеты, несущейся вниз. К 20-летию полета здесь появились обелиск и барельеф саратовских скульпторов Тугушева и Харитонова.

- В его планах было приехать в наш город на 40-летие своего полета в 2001 году, но, к сожалению, в сентябре 2000-го его не стало, - сказала в завершении нашей беседы Мария. - Наш город вообще тесно связан с небом. Именно здесь находится училище летной авиации. Кроме того, сам статус города рабочий поселок Красный Кут сменил в 1966 году. Говорят, что это произошло как раз в связи с приземлением Титова. Хотя, информация это очень и очень неофициальная.

Ольга ЛЕТУВЕТ