Кому править Саратовщиной – местным или варягам?

Специалисты экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) отметили, что назначая руководителей в регионы на важные посты, Кремль стал все больше делать ставку на людей с опытом работы и связями в федеральных структурах. Как правило «варягов». Хороша ли эта тенденция для Саратова и Саратовской области, принимая во внимание не утихающие слухи о возможных кадровых перестановках в руководстве региона?
Тем временем Александр Логинов по итогам сезона стал биатлонистом №2 в мире, обойдя многих признанных авторитетов. При этом он, являясь саратовцем и воспитанником местного биатлона, продолжает представлять на соревнованиях другой регион – Тюменскую область, где ему предложили более приемлемые финансовые условия. Похожая ситуация и с другими саратовскими спортсменами, добившимися крупных успехов. Должны ли местные власти ради престижа региона сделать все, чтобы вернуть домой наших звезд спорта? То есть создать для них соответствующие условия, что потребует определенных затрат?
Чтобы на престижных турнирах и стартах они держали флаг с надписью «Саратовская область». Пока ее еще не переименовали. Казахстан, например, назвал столицу в честь ушедшего в отставку президента Назарбаева. Гипотетически, кого из руководителей в истории Саратовской области можно было бы считать достойным подобных почестей? Спросим у наших экспертов. Всего три вопроса.

1) Считаете ли вы, что руководящие посты в Саратовской области должны занять варяги – люди с опытом работы и связями в федеральных структурах?
2) Должны ли саратовские власти предпринять все усилия, в том числе и финансовые, чтобы вернуть в регион Александра Логинова и других известных спортсменов?
3) В честь какого саратовского губернатора вы переименовали бы Саратовскую область по примеру Казахстана? 

Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета реготделения партии «Справедливая Россия», депутат облдумы, президент областной федерации биатлона

1) На этот вопрос очень сложно ответить, потому что практически нигде нет достоверной информации об экономической ситуации в тех регионах, где прошла замена губернаторов. Нет такого рейтинга, чтобы мы могли посмотреть и стало понятно: пришел новый руководитель, поднял экономику региона, улучшилось качество жизни граждан. У нас привыкли шарахаться в зависимости от конъюнктуры: то главным критерием оценки является развитие социальной сферы, то качество автомобильных дорог и тд. 
Главный же показатель – улучшение жизни людей. Причем рассчитываться он должен не по средней заработной плате, которую сегодня считают так, что это не вызывает вопросов разве что у совсем ленивых, либо непонимающих. Только зная, как живут люди, можно делать выводы. Не имея общей картины, невозможно сказать, действенен ли тот или иной метод, подходит ли та или иная тенденция.

2) Вопрос действительно очень серьезный, потому что именно спорт оказывает большое влияние на имидж региона. Особенно это касается проведения крупных спортивных соревнований. Очень хотелось бы, чтобы мы имели возможность вернуть наших спортсменов, причем не только в биатлоне, но для этого нужны совсем иные финансовые условия и материально-техническая база. 
Чтобы ребята, даже добившись успехов на мировом уровне, не уходили в другие регионы, чтобы были необходимые условия для подготовки новой талантливой молодежи не вопреки, а благодаря. Нужен стадион для биатлона, где мы можем проводить не только тренировки, но и соревнования, приглашать в Саратов спортсменов со всей страны, как это делают сегодня, например, Саранск, Смоленск, Екатеринбург. 
Хорошо, что у Саратова появился свой лыжный стадион с помещениями, где спортсмены имеют возможность переодеться, хранить спортивный инвентарь и оборудование. Но главной проблемой для саратовских биатлонистов сегодня является отсутствие стрельбища. Данным вопросом необходимо серьезно заниматься, это должно стать общей задачей министерства спорта, как регионального, так и федерального, федерации биатлона – постараться решить эту проблему. 
Задача очень непростая, требует серьезных вложений, но под лежачий камень вода не течет, поэтому шаг за шагом нужно двигаться к созданию условий для своих спортсменов, которыми мы гордимся.

3) Саратов – историческое название, и я, конечно, против того, чтобы его менять, независимо от заслуг и масштаба личности людей, связанных с нашим городом. Но чисто гипотетически, подобной почести мог бы быть удостоен Петр Аркадьевич Столыпин. За короткое время его руководства был совершен настоящий прорыв в развитии Саратова. А прорыв – это именно то, что сегодня ждут и желают своему городу саратовцы.

Александр НИКИТИН председатель саратовского правозащитного центра «Солидарность»

1) Это не тенденция, это, скорее, постоянная хорошо уже отработанная практика. Назначение  Кремлем на важные посты в регионы «пришлых» (выражение «варягов» не совсем удачно, так как «варягов» приглашают «пошлые», то есть испокон веков  в регионе живущие) вызвана, как правило, тремя основными причинами.
Первое, как самый эффективный метод борьбы с местным сепаратизмом, так как новые назначенцы, не имеющие опоры  на новом месте, вынуждены  внедрять в свой аппарат управления своих проверенных людей, тем самым ослабляя  сплоченность местной  фронды и даже внося в неё  раскол.
А во-вторых, для решения вопроса о подтягивании местных показателей эффективности управления до приемлемого уровня, снижая тем самым накал страстей в регионе между бюрократией и жителями из-за  непрофессионализма или самоуправства скомпрометировавших себя, подвергнутых ротации или даже отставке, замененных чиновников.
Также как способ умерить борьбу между местными кланами за контроль над регионом, таким образом, ослабляя чрезмерно  усиливающийся один из кланов, гася, таким образом, потенциальную опасность превращения клановой борьбы из под коверной в публичную. Насколько я  понимаю, наша региональная власть этой методикой давно и успешно пользуется в отношении  элиты  наших муниципальных районов.
Этот универсальный метод сохранения контроля со стороны центра над местными элитами перестает работать только в периоды серьезных политических и экономических  кризисов, когда  центральная элита расколота или не уверена в своём будущем.

2) В существующей системе разрушенных родоплеменных связей, когда мы все добровольно превратились в «иванов, не помнящих родства», когда наш ум занимают торгашеские иудо- христианские ценности, объективно противопоставляющие интересы личности интересам общества, отлет оперившихся птенцов из своего гнезда явление  естественное.  
Поэтому мы за Александра Логинова должны только порадоваться, как и за других наших удачливых и творческих спортсменов, уехавших туда, где они нашли более комфортные условия жизни, чем на своей родине. Я не думаю, что престиж региона может быть серьезно повышен из-за того, что десяток спортсменов, пусть даже на самом пике своей спортивной карьеры, вернутся в область.
 
Всё же  престиж региона, на мой взгляд, держится, в первую очередь, на качестве жизни жителей, на стабильном экономическом развитии, на снижении административного и силового давления на бизнес.
А также на активных, неравнодушных, желающих торжества правды и справедливости граждан, на снижении количества безработных, стабильном росте заработной платы, возможностях многодетных семей воспитывать детей в нормальных жилищных условиях и ещё множестве, на мой взгляд, более важных, в сравнении с результатами в спорте, обстоятельств.

3) Я с улыбкой и некоторым удивлением воспринял  известие об инициативе клановой казахской элиты, пожелавшей таким образом в новом времени увековечить память своего первого самостоятельного президента-султана. Мне казалось, что Н. Назарбаев нашел в своё время  очень удачное название для столицы АСТАНА, что переводится с  образного древнерусского языка, как Богом назначенное место города.
Я считаю, что  название нашего города САРАТОВ  правильное и достойное, так как это название по образному древнерусскому языку означает место сбора божественной рати.
И мы все жители Саратовской области сильно согрешим против своих предков и великой славной истории Светой Руси, если даже в мыслях будем допускать  саму возможность переименования   города Саратова или Саратовской  области.
Да и, на мой взгляд, все руководители Саратова и Саратовской области, начиная с известных первых губернаторов  и до сегодняшних, даже по человеческим меркам, ничтожны и смешны. 

Роман АРБИТМАН, писатель, критик

1) Любопытно, какого рода "связи в федеральных структурах" имели в виду эксперты Института социальных исследований? Родственные? Дружеские? Общий бизнес? В любом случае наш губернатор Валерий Васильевич в эту формулу укладывается: покровитель в так самых структурах у него есть - человек по имени Вячеслав Викторович. Одобряю ли я эту тенденцию? Нет, потому что ни дружба, ни связи, ни покровительство в Москве никак не помогают людям, которые не умеют работать. Идея же с варягами хороша - но только в буквальном смысле этого слова. Если бы в наш регион пришел опытный чиновник из Норвегии, например, то был бы толк, наверное. Но поди-ка уговори настоящего варяга. Все давно усвоили, что земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет.

2) Я не являюсь поклонником профессионального спорта и не уверен, что деньги из скудного бюджета надо непременно тратить на то, чтобы "выкупать" обратно спортсменов-земляков. Если в каком-то регионе все проблемы уже решены, а деньги еще остались, и там могут тратиться на спорт, у меня нет претензий к спортсменам, которые едут туда, где платят. Если выбирать между биатлоном и улицами, очищенными от снега и льда, я выберу второе. Впрочем, у нас, как я понимаю, нет ни первого, ни второго.

3) Надо переименовывать Саратов всякий раз, когда к работе приступает очередной губернатор. Аяцков руководил бы Аяцковской областью, Ипатов - Ипатовской, Радаев - Радаевской. Очень удобно... Шучу. Ну а если серьезно, то я против переименований. Мы живем в забюрократизированном мире. Переименование населенного пункта означает изменения в миллионах документов. Для региона это стоит денег, а для граждан - еще и нервотрепки, и потери массы времени. Оставьте людей в покое. Если уж вам так хочется назвать город в честь очередного вождя, то постройте этот город с нуля.

Ренат КАЗИЕВ, член Саратовского регионального штаба Общероссийского народного фронта

2) У нас в регионе сильная школа биатлона, настоящая кузница кадров! Но, вместе с этим, практически не созданы условия для развития спортсменов. И то, что ребята уезжают из Саратовской области – красноречивый факт, который говорит о состоянии профессионального спорта, в частности биатлона, в регионе больше, чем любые отчеты чиновников. Не уверен в том, что нужно бросить силы на возвращение спортсменов, но уверен, что нужно создавать условия для оставшихся. Возможно, стоит в условиях малого бюджета, определить приоритетные направления, где наши спортсмены всегда показывают высокие результаты, и сосредоточиться на них? Возможно, есть смысл отталкиваться от инфраструктурной базы, привлекая молодое поколение спортсменов целенаправленно.

3) Всю эту чехарду с переименованиями улиц, городов и даже сменой часовых поясов мы проходили. Это отвлечение внимания от более важных проблем, а не вопрос почестей. Давайте оставим Саратов Саратовом и будем каждый на своем месте трудиться во благо и на имя малой родины.

Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ, общественник, сопредседатель Союза жителей аварийных и ветхих домов Саратова
  
1) К несчастью, нам, или по крайней мере мне, приходится жить в двух измерениях – в помыслах о стране с вполне приемлемыми конституционными нормами и свободами, с оправданными надеждами на справедливость, демократию, гражданственность и открытость и в реалиях существующей политической действительности, которая имеет все признаки авторитарного, а то и оккупационного режима. Вот для этого «самодержавного» режима новая тенденция назначения на высокие региональные посты людей, лишённых местечкового влияния, людей со связями в столичных кругах, наверное, правильная. Уж больно мафиозную суть, основанную на принципах личного доверия, имеет в последние два десятилетия внедрённая в нашем регионе схема общественно-политических и экономических отношений. Вся эта проектная схема команды Володина сотоварищи, исключающая какую бы то ни было конкуренцию, оказалась полностью провальной по всем позициям – просто дальше ехать некуда – ни в градостроительстве, ни в ЖКХ, ни в товарном производстве..! Достаточно давно видно, что «местечковому проекту» требуется реальная оппозиция, готовая сменить команду, доведшую регион до банкротства. Конечно же, эта «новая оппозиция» явление чисто административное и оно вряд ли сможет удержать регион от стагнации, а в жителях пробудить необходимую степень доверия для реальных перемен. 

2) Беда, мне кажется не в том, что спортсмены уходят в другие команды, в другие регионы – это было и в советские времена, и так происходит во многих других странах. Спорт стал значительно более профессиональным и высокоприбыльным бизнесом, участники которого, закономерно ищут для себя более выгодных условий. Та же картина и в науке, и в искусстве, просто спорт нагляднее и показательнее в этом плане. Он либеральнее, что ли, и не удерживается авторитарными методами и блефовыми посулами. Мы же не задаёмся вопросом – сколько из Саратова «бежало» в другие регионы (но в основном в Москву и Питер) или в другие страны наших выпускников вузов, одарённых артистов и художников, политиков, предпринимателей..? В Саратове нет условий для развития – здесь общественно-политическое захолустье! Вот в чём беда.

3) Достойных увековечивания их именами городов и весей из числа руководителей нашей областью я не знаю. Как-то ещё можно, на мой взгляд, серьёзно рассматривать кандидатуру П.А. Столыпина. Но не нужно… А если говорить с иронией и сарказмом, то «Радаевское захолустье» - название региону самое то – есть в нём и какой-то провинциальный романтизм, и горькая сермяжная правда.

Юрий ГАВРИЛИЧЕВ, «Открытая Россия»

1) Подобная практика, на мой взгляд, ущербна и бесперспективна. Как правило «варяги», тем более из перетасованной одной и той же колоды, не чувствуют себя составной частью системы управления региона назначения. Они предпочитают либо перестроить эту систему под себя, что чревато ломкой традиционных устоев региона (а таковые, согласитесь есть), либо просто пережидают время для более перспективного будущего для себя любимых. Без кардинальных положительных экономических перемен. 
Во втором случае, политическая стабильность региона – это главная цель назначающего и назначенца, при одновременной консервации (что созвучно стагнации) экономических перспектив. И именно по политической составляющей оценивается деятельность «варяга» в вертикали власти. 
Бесспорно, опыт работы и связи в федеральных структурах важны. Но для кого? Если начать со связей, то вряд ли «варяг» без уже существующих связей с федеральным центром мог бы быть назначен на должность главы региона. Что касается опыта, то здесь всё сложнее. Его можно образно сравнить с высоко квалифицированным спецом кузнечного дела, скажем, но без молота и наковальни. И какой толк от такого опыта и специалиста? Да и государство наше сейчас тоже можно сравнить с кузницей без молота, наковальни. И с опытным специалистом напряженка. Есть только помещение и поддувало…

2) На этот вопрос могу ответить только одно – для меня престиж области не в уехавших или приехавших представителях спорта. Тем более, что современный «спорт» для меня не является действительно спортом, а коммерческим предприятием, где футболистов, скажем, продают и покупают как крупный рогатый скот. 
Государство, которое на содержание и оплату «труда» спортсменов тратит больше, чем на инфраструктуру городов, достойное содержание учреждений здравоохранения, образования, пенсии и т.д. просто не имеет права тратить огромные средства на зрелища и иллюзию спорта. Хотя и понятна цель таких трат – «хлеба и зрелищ». Спорт нужно вернуть в лоно спорта из лона коммерции и зрелищ. Вот тогда и поговорим!
Для меня, и не только, престиж моей малой родины – Саратова и области заключается в реанимации промышленного потенциала, опережающем развитии инфраструктуры, чистоте Саратова, малых городов и районов региона, наличии рабочих мест и экономическом благополучии жителей.

3) Чингизхана. За то, что его орда на протяжении всех 300 лет не смогла так эффективно разграбить место, которое сейчас называется «Саратовская область», как это сделали её руководители всего за последние 28 лет.