«Грязный Саратов»: кто виноват – жители или власть?

В докладе Всемирного банка экономический потенциал Саратовской области оценивается заметно ниже, чем у ближайших соседей и большинства регионов России. Аналитики считают, что дело в наших исключительно благоприятных условиях для ведения сельского хозяйства, из-за которых регион «расслабился» и испытывает трудности с развитием более производительных форм экономической деятельности.

А экономисты Альфа-банка провели исследование, касающееся проблемы исчезающего среднего класса в России (предпринимателей и работников частных компаний с доходом 40-100 тыс. рублей в месяц). За пять последних лет его численность, по данным аналитиков, сократилась на 7% за счет перехода «частников» в госсектор. Причина, по мнению авторов исследования, в том, что в регионах с неразвитой экономикой и маленькими возможностями надежнее быть чиновником и получать стабильный доход.

Саратов в рейтинге агентства Zoom Market занял 4 место среди наиболее грязных городов России, что вызвало дискуссию по извечному вопросу – кто в этом больше виноват – власти или сами горожане? Спросим экспертов «Репортера». К ним три вопроса.

1) Согласны ли вы с утверждением, что Саратовская область отстает в экономике из-за того, что «избалована» благоприятными условиями для ведения сельского хозяйства?

2) В России отмечается сокращение среднего класса из-за того, что предприниматели переходят в государственный сектор, где меньше рисков и стабильные зарплаты. Прокомментируйте эту тенденцию.

3) Кто в большей степени виноват в том, что Саратов в очередном рейтинге попал в число самых грязных городов России – горожане или чиновники?

 Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета регионального отделения партии «Справедливая Россия», депутат областной Думы

2) В развитых странах представители «среднего класса» в большинстве своем трудятся именно в частном секторе экономики. Если у нас по-другому, это говорит об отсутствии стабильности в предпринимательской среде. Очень часто с экранов телевизора мы слышим о том, что необходимо вывести бизнес из зоны риска. Но на деле создается впечатление, что левая рука не знает, что делает правая. Ситуация только усугубляется.

Непонятно, кого во власти может устраивать такая экономика в стране, при которой даже высокая экспортная цена на энергоресурсы не дает никакого толчка к развитию. Пока не созданы условия для ведения бизнеса внутри страны, ни от какой нефтяной или газовой трубы экономика не поднимется!

Сегодня при решении любого вопроса, связанного с предпринимательской деятельностью, люди приходят в ужас. Потому что, что система не направлена на то, чтобы помогать человеку. А именно люди, решившие направить свою созидательную энергию на создание и развитие бизнеса, являются стержнем любой экономики.

Святитель Лука говорил: «все теряет силу, если не будет основного — любви к человеку». До тех пор, пока государство не на словах, а на деле не повернется лицом к людям, невозможно говорить о формировании «среднего класса» в стране.

3) Дискуссии по данному вопросу быть не может, так как очевидно, что именно власть отвечает за состояние города. Именно для этого она и существует. В чем могут быть виноваты простые граждане? Разве только в том, что платят налоги, но при этом не спрашивают строго с власти за результат ее работы. Если ты платишь налоги, ты уже вносишь свой вклад в развитие города.

Но при этом должна быть заинтересованность, куда эти налоги тратятся. И если результат тебя не устраивает, ни в коем случае нельзя молчать. Именно этот момент, на мой взгляд, сильнее всего характеризует уровень развития гражданского общества: способность горожан спросить с чиновников за выполнение их обязанностей. Чтобы мы жили в более достойной среде, меняться нужно и власти и гражданам.

Александр ЕРМИШИН, председатель Саратовского регионального отделения партии «Яблоко» и общественного движения «Жить здесь!»

1) Думаю, дело не в этом. Не такой уж благоприятный у нас климат для сельского хозяйства. Слишком засушливый. Надо смотреть глубже в советский период. Саратов был закрытым городом, поскольку у нас были сосредоточены многочисленные оборонные предприятия. Мало кто из них смог пережить переход на новые условия хозяйствования.

И, по-хорошему, мы вполне могли бы претендовать на статус моногорода, только не с одним градообразующим предприятием, а по совокупности - с градообразующей отраслью. Только заниматься этим некому. Поскольку губернаторы нам достаются в большинстве своём (трое из четырёх) с сельскохозяйственным образованием.

Как это исправить: выбрать губернатором человека с фундаментальным образованием на базе сочетания естественнонаучных и гуманитарных знаний. Это веление нынешнего стремительного времени, в котором полученное прикладное образование крайне быстро устаревает в силу быстрых темпов экономических и социальных изменений.

2) К моему глубокому сожалению, согласен с этим мнением. Вижу, как эта тенденция закрепляется в сознании молодого поколения. Не могу никого за это осуждать. Жизнь у человека одна, и мало кто хочет тратить её на утомительную борьбу с надзирающими органами. И участь русского мужика, который в повести Салтыкова-Щедрина двух генералов прокормил, никто на себя примерить не желает.

На печальную статистику влияет и то общий упадок экономики и снижение доходности в бизнесе. Ну и откуда возьмется рост зарплат в негосударственном секторе?! А вот свои доходы чиновники регулярно индексируют. Частную инициативу и малый бизнес необходимо стимулировать отдельно. Например, отменить все налоги и сборы (вообще все!) с частных предпринимателей, доход которых меньше 10-ти МРОТ (сейчас примерно 100 тысяч рублей в месяц). Ввести мораторий на проверки. Уверен, люди пойдут в предприниматели.

3) Вина за мусор на улицах отчасти на жителях, но основная на муниципальных и региональных чиновниках, которые не обеспечивают качественный и своевременный вывоз и содержание мест сбора. Вина за грязь и пыль целиком на чиновниках. Проблема пересекается и с озеленением, и с градостроительной политикой (застройкой оврагов), и с постоянными вскрышными работами на территории города.

Сюда прибавляется отсутствие газонов, кустарников, деревьев, полива, ежедневной мойки дорог и тротуаров и нормальной ливневой канализации. Ну, и варварство некоторых застройщиков добавляет: не лачуги желают расселить, а построить на свободных участках, там, где надо скверы и парки делать.

Григорий АХТЫРКО, член общественного совета при Уполномоченном по правам человека в Саратовской области  

1) Не согласен, поскольку общеизвестно, что наш регион относятся к зоне рискованного земледелия: регулярные опустошительные засухи, суховеи, ранние или, напротив, поздние заморозки.

А чтобы реально повысить экономический потенциал нашего региона, убежден, прежде всего, необходима решительная кадровая ротация его органов власти и управления. Чтобы вместо очевидных: «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь...» пришли действительно знающие специалисты, а не нынешний, как я его определяю, "кордебалет"!

Чтобы о региональных чиновниках можно было сказать: «… и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство (регион) богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет».

2) Считаю, что аналитики данного национального банка (П. Авена - М. Фридмана - Г. Хана), естественно, очень близки к сермяжной русской правде, Их вышеприведенные выводы, полагаю, являются весьма точными.

Удивляет только цифра - сокращение буржуазии из-за перехода в госсектор всего на 7%.  И это за последние 5 лет-то нашего изначально провального импортозамещения с державными скрепами и прочей пропагандистской лабудой. Уверен, через пару лет этот показатель, как минимум, удвоится!

3) Пожалуй, вынужден согласиться с этим позорным для нас выводом данного рейтинга. Что же касается вызванной им дискуссии, то полагаю ее из разряда "Что первее - курица или яйцо?" или ветхозаветного соломоновского: "И ты прав, и ты прав." - "Но так не бывает?!" - "И ты тоже прав..."

Вячеслав ТРОФИМОВ, председатель Гражданской общественной палаты Саратовской области

1) Для начала надо разобраться с климатическими условиями для ведения сельского хозяйства. Когда у нас небывалый урожай и после всё сгниёт, то у нас условия благоприятные. А когда урожай сгниёт ещё до посадки или в процессе, то мы в зоне рискованного земледелия. Тут ещё саранча с Кавказа прилетает каждый год, но там и по дороге ничего не ест, а ест только у нас и много. Урожая не остаётся, как в этом году.

Видимо, дело не в сельском хозяйстве, а в тех спецах из него, кому выпало руководить Саратовской областью. Так получилось, что с начала 90-х у руля области были преимущественно выходцы из сельского хозяйства, за исключением периода губернаторства Ипатова. Вот поэтому мы имеем результаты «плодотворного» руководства губернией и всеми её делами со стороны куропасов и механизаторов широкого профиля, прочих лесоводов и охотников.

Чтобы руководить промышленностью, в ней надо хоть что- то понимать, а если для кого-то что айфон, что холодильник, то не будет ни айфона, ни холодильника. Всё это мы не имеем ныне под чутким партийным руководством, любящим слушать людей, но делать по-своему и им во вред.

Саратов имел потрясающий промышленный потенциал, оставшийся от СССР, могли делать почти всё. Но ныне оказался в зоне рискованной экономики с разорёнными заводами, разрушенными цехами, убегающими и умирающими жителями. «Чуткое» к жителям руководство региона думает только об одном - где и на чём можно распилить бюджет.

А поскольку пилится хорошо на соцобъектах и сельском хозяйстве, а также, на благоустройстве, где финансовый цикл короткий, в пределах года, то мы имеем преимущественно ФОКи, ФАПы, пешеходные зоны и прочие объекты соцсферы, а также, постоянно гибнущий урожай, на что списываются немалые деньги.

В промышленности надо много денег, много ума и труда, а результат не быстрый, а кому- то надо всё и сейчас. Большая политика требует больших денег. Когда деньги пилят, не только щепки летят, предприятия тоже под нож пускают, как баранов на бойне. Соседям повезло, у них сельского хозяйства не меньше, но у власти промышленники.

2) Если 400 тысяч жителей области имеют доходы ниже прожиточного минимума, те, у кого есть зарплата, её не получают месяцами, заводы, как на конвейере, банкротятся, один за другим, какие тут доходы от 40 до 100 тысяч, тут получить бы минималку.

А вот у чиновников полный гешефт: и заплата, и подношения, и постоянный рост доходов выше чем инфляция, кабинет с кондиционером, автомобиль и чай с прочими напитками. Не жизнь, сказка, и ничего не делать. Если будешь делать, перестанут носить и подносить, авторитет упадёт.

По сей причине все стремятся в чиновники: и сытно, и тепло, и денег дают, и взять можно. В правительстве области и администрациях городов множатся комитеты и управления, не вместо старых, а в дополнение к ним. Тяжелая работа, не справляются. Скоро в городе останутся одни чиновники. Как мы без них раньше жили? Пока у области есть «великий куратор», здесь не будет ничего, в прямом смысле слова, выгребут всё.

3) Не в тех ВУЗах маркетанты учились, надо было в наш Эконом поступать, тогда бы ответ был простой и понятный: во всём виноват народ, ходит, понимаешь, где попало и то и дело гадит везде. Коммунальщики убирать не успевают, а чиновники запарились акты на списание денег писать. То снег у них быстро тает, то пыль ветром сдувает, то деревья сами падают, даже пилить не надо (деревья, а не деньги).

Как-то на Театральной площади выставили много-много всякой коммунальной техники, чтобы показать жителям московские подарки от благодетеля. А через год снежная зима случилась и той техники не оказалось. Как народная мудрость гласит: готовь сани летом, а то опять зима неожиданно будет и снова как всегда.

А если в каждом дворе будет дворник, как в СССР, улицы будут подметать и поливать, как в Энгельсе при Лысенко, весь мусор будут вывозить, как было до появления оператора, и не только бытовой, но и прочий, то тогда чем будут заниматься чиновники? Даже трудно представить, как жить тогда будем. Придётся снова девчонок из «Стрелки» звать — пусть нарисуют красиво. Гулять, так гулять, пилить, так пилить!

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

https://t.me/reporter64