Готов ли Саратов стать столицей России?

Министерство экономического развития Российской Федерации всерьез рассматривает инициативу о переносе столицы государства. Подразумевается, что это избавит Москву от перенаселения, да и налоги в стране будут распределяться по-другому. Специалисты в разных областях добавили сюда еще много разных плюсов. Один из кандидатов на роль будущей столицы – Екатеринбург, географический центр страны. При этом часть управленческих функций предлагается передать другим городам, например, в Поволжье и Сибири.

Как тут не помечтать, ведь, где находится «столица Поволжья», всем давно и хорошо известно. Не пора увеличить масштаб? Тем более что Екатеринбург – это лишь один из вариантов. Мало ли в России достойных городов, готовых взвалить на себя столичные обязанности и права….

Только вот до этого некоторым из них было бы неплохо разобраться со своим городским транспортом. Так, согласно недавнему постановлению главы Саратова Валерия Сараева, местный общественный транспорт перейдет на нерегулируемые тарифы. Таким образом, перевозчики будут вправе самостоятельно устанавливать стоимость проезда. В какую сторону начнут «регулироваться» цены на проезд? И хватит ли у саратовцев после таких перемен денег, чтобы поддержать еще и обманутых дольщиков? На встрече с врио губернатора региона Валерием Радаевым представители вкладчиков АО «Стройинтерсервис» обратились к населению региона с просьбой помочь им завершить строительство своего дома. «Вот если бы каждый житель Саратовской области скинулся по 100 рублей, то мы бы достроили», - заявила одна из дольщиц.

А вы готовы скинуться? Вопрос нашим экспертам – известным политикам, депутатам, общественникам, журналистам. Всего набирается три вопроса:

1) Каково ваше отношение к инициативе перенести столицу России из Москвы в другой город? В случае реализации подобных планов, какие управленческие функции можно было бы доверить Саратову?

2) Поддерживаете ли вы решение властей Саратова перевести городской общественный транспорт на нерегулируемые тарифы?

3) Возможно ли решить проблему обманутых дольщиков в Саратовской области при помощи пожертвований жителей региона?

Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Саратовской области, депутат областной думы

1) Полностью поддерживаю эту идею. Все деньги концентрируются в Москве, границы которой невозможно увеличивать до бесконечности, а регионы не развиваются. Уже сейчас мы видим пагубные последствия этого процесса, ведь Россия – это не Москва, это регионы. Стране необходима перезагрузка.

Процесс переноса должен быть грамотным, в несколько этапов и без огромных финансовых затрат. И сделать это нужно не для того, чтобы «обеднить» москвичей, а чтобы направить ресурсы на осваивание Зауралья и Сибири. Потому что этим, так или иначе, уже занимаются наши соседи.

2) В Энгельсе, например, введение нерегулированных тарифов не вызвало рост стоимости проезда. Да, в Саратове ситуация с транспортом сложнее, но если между городскими перевозчиками возникнет конкуренция, то это положительно скажется на сфере перевозок. Свобода тарифов при отсутствии монополии не приводит к росту тарифов. Для повышения тарифа перевозчику придется существенно улучшить качество услуг, а у потребителя будет возможность проголосовать рублем, соответствуют ли эти услуги стоимости билета. Поэтому ожидаю от этого решения положительных изменений для города.

3) Обманутые дольщики – серьезная тема для всей страны и «на верхах» должны были давно обратить на нее внимание. Нужно работать с потенциальными застройщиками на стадии получения прав на строительство, вырабатывать систему, при которой нельзя безнаказанно бросать недостроенный дом, искать выгодополучателей недостроенных домов, и т.д. Уверена, что при должной политической воле обманутые дольщики станут редким случаем.

«Скинуться всем миром» - это не решение проблемы дольщиков, а уход от нее. Так можно помочь одному саратовскому дому, а что делать с остальными сорока?

Григорий АХТЫРКО, член общественного совета при Уполномоченном по правам человека в Саратовской области

1) Полагаю, прежде всего, надо переименовать самого инициатора этой идеи (помните анекдот про пьяного купца в театре: "Иде я?!") в его ныне, пожалуй, истинный функционал, увы, "Минэкономстагнации", тогда будет очевидной истинная причина такой его новации – стремительно приближающаяся исторически неизбежная децентрализация, следовательно, реальная федерализация суперобширных и сверхотдаленных российских территорий. Столицами тысячелетней Руси-России последовательно были Киев, Владимир, Тверь, Москва, Тушино, Санкт-Петербург (Петроград, Ленинград) и вновь Москва, а еще деникинский Екатеринославль (Краснодар) и колчаковский Омск. Резервными столицами страны в период Великой Отечественной войны являлись Самара (Куйбышев) и Екатеринбург (Свердловск). Лично я давно и прочно обеими руками за перенос нашей столичной администрации в иной, менее населенный пункт по примеру Австралии (Канберра), Бразилии (Бразилиа), США (Вашингтон), Франции королевского периода (Версаль), ФРГ (Бонн-до объединения с ГДР), ЮАР (Претория), а именно либо в подмосковный атомград Дубну, либо также в подмосковную Ахтырку (по личным, разумеется, причинам). А Саратову при любом, так сказать, раскладе по-прежнему останется роль Нью-Васюков, не более.

2) Ни в коем разе! Каким-то образом Петрозаводску времен совсем недавнего градоначальства им очаровательной «яблочницей» Галиной Ширшиной удавалось-таки снизить тарифы на внутригородские перевозки горожан до 10-12 рублей за поездку?! Работать надо, уважаемый Валерий Николаевич, по-современному, по-европейски, а не идти на поводу у алчных воротил транспортного бизнеса, которые, видимо, уже и на автобусы с троллейбусами жаждут «шашечки» такси навесить.

3) «Если бы да кабы, то во рту росли бы грибы» - так говаривал мой армейский старшина. Избирателей в регионе около двух миллионов, умножаем = почти 200 млн. руб. халявы этим горе-инвесторам! Это скольким же сиротам и/или аварийщикам, например, погорельцам новое жилье можно было бы справить?! За своими деньгами и их распорядителями надо было с лупой в руках следить денно и нощно, регулярно опрашивать их с пристрастием, их личными счетами, приобретениями и зарубежными турами интересоваться до неприличия, тогда бы сейчас, образно говоря, не искали мозг там, где его по определению быть не может.

Григорий ГРИШИН, член бюро регионального совета саратовского отделения РОДП «Яблоко», режиссер-документалист.

1) Идея перенести столицу в один из провинциальных городов и передать некоторые столичные функции в другие регионы – интересна как мыслительный опыт. На фоне проблем, какие стоят перед современной Россией игры с географией далеко не первостепенный приоритет. Цена издержек этого переноса будет столь высока, что выгода на протяжении очень долгих лет будет весьма неочевидна. Всем известна история с переездом Конституционного суда из Москвы в Санкт-Петербург и цена, которую заплатил российский бюджет за это путешествие. Верховный суд, кстати, не торопится следовать за своим старшим коллегой – его переезд откладывается до 2021 года.

Конечно, перенос столицы в Екатеринбург дал бы толчок инфраструктурному развитию страны. И распределение руководства ведомствами по регионам – хороший шаг, который способствовал бы развитию реальной федеративности в России вместо нынешней декларативной. Однако сейчас в масштабе страны нужно заниматься совершенно другим. Нужно принципиально изменять закрытую корпоративную систему управления страной, построенную на лжи и кумовстве. А для этого нужно думать не географическом, а человеческом факторе. Не место ведь красит человека, а человек место.

Что же касается Саратова, то наш город мог бы стать базовым для многих направлений. Первое, что приходит на ум это образование и культура. Возможно, просто по тому, что эти сферы мне профессионально близки.

2) Распоряжение главы Саратова о переходе общественного транспорта на нерегулируемые тарифы говорит в первую очередь о самоустранении городских властей от решения острых социальных проблем. Дело в том, что нынешняя власть в принципе не способна создать и поддерживать сложные инфраструктурные системы, адекватные задачам современности. Общественный транспорт – принципиально значимый для больших городов вопрос. В его решении нужно находить баланс между интересами жителей и предпринимателей, занимающихся пассажирскими перевозками. Никто не спорит, что цена билета должна зависеть от протяженности маршрута, однако принципиальная вещь для города – его доступность, открытость для граждан, и тут нужно искать компромисс. Конечно, необходимо дождаться какой-то детализации этой ситуации, но пока вектор движения выгоден исключительно перевозчикам.

Саратов как будто застыл в прошлом веке. По всему миру успешно реализуются решения, связанные с единым билетом на все виды транспорта, электронным билетом, позволяющим принципиально повысить прозрачность в сфере пассажирских перевозок, а следовательно и их эффективность. У нас же по-прежнему работает архаичная система отдачи на откуп властью сфер хозяйственной деятельности и блаженном самоустранении. Это свидетельствует о крайне низком уровне менеджмента в муниципалитете и, что самое неприятное, плодя барьеры, снижает уровень доверия граждан к своему городу и государству.

3) Положению обманутых дольщиков трудно не сочувствовать. В надежде на улучшение жилищных условий многие продали последнее, а получили вместо новых квартир обман, растянувшийся на долгие годы. Общество, несомненно, должно помогать людям, оказавшимся в сложной ситуации, однако оно должно делать это системно, в первую очередь, создавая механизмы блокировки проблемы на самом первом этапе. Для этого пишутся законы, принимаются управленческие решения на разных уровнях власти. Перекладывать решение проблемы дольщиков на плечи всего народа по принципу обшей ответственности (а сто рублей с человека это, фактически, налог) неправильно, да и экономически невозможно. Конечно, 100 рублей не великая сумма, но…

Сделаем простой расчет. В Саратовской области проживает порядка 2 млн. чел старше 16 лет. Если каждый из них даст по 100 руб., получится 200 млн. руб., что, конечно, решит проблему одного конкретного вкладчика АО «Стройинтерсервис». Может быть, даже решит много его проблем. Но нужно помнить, что во всей области обманутых дольщиков больше трех тысяч. По совести собранные деньги нужно делить на всех. А так мы получаем около 66 тыс. руб. на человека – явно не та сумма, которая может принципиально помочь. Собирать нужно на порядок больше. Что, согласитесь, уже не так просто. К тому же, экономика, основанная на частной инициативе, как вода – она просачивается везде и ломает любые преграды. Уверяю вас, если мы раздадим сотни миллионов рублей обманутым дольщикам сейчас, в следующем же году число «жертв недобросовестных застройщиков» возрастет по экспоненте, превысив все мыслимые пределы.

Если же говорить в целом, то в России, еще 100 лет назад бывшей практически полностью аграрной страной, необходимо уходить от многоэтажного строительства. Согласно опросу, 66 процентов наших сограждан предпочли бы жить в собственном доме. В этом направлении и нужно разворачивать государственную политику. Необходимо субсидировать частное строительство, создавать инфраструктуру пригородов, строить сеть дорог, проводить коммуникации, давать людям землю на льготных условиях…

Пока же наше государство все делает с точностью наоборот. Оно обслуживает интересы крупных застройщиков. А те в погоне за прибылью в лучшем случае застраивают исторические центры высотками или ютят гетто на окраинах, а в худшем – как в ситуации с обманутыми дольщиками - оставляют людей ни с чем.

Ольга АЛИМОВА, первый секретарь Саратовского обкома КПРФ

1) Странно, но Минэкономразвития (это там, где был Улюкаев!) почему-то обеспокоилось перенаселением Москвы, после того, как прибавили хвост Новой Москвы к кольцам старой. По-моему это имитация бурной деятельности. Но ещё более странно, что наши региональные и городские власти вроде бы никак не отреагировали на эту потрясающую новость! Почему молчит Общественная палата и ее предводитель?! Где сборы подписей и воззвания «Саратов - столица России»?!

Помнится, несколько лет назад, читала репортаж столичного журналиста под названием «Саратов должен быть разрушен», в котором он писал о всех тех ужасах и кошмарах, к которым мы, жители города уже привыкли, а вот на московских гостей, как выяснилось, они производят неизгладимое впечатление.

Так вот, оказывается, у Саратова есть реальный шанс, и разрушать ничего не надо! Просто надо перенести столицу России в наш город! Тем более, что уже придумана брендовая фраза: «Волга - это душа России, а Саратов - сердце Волги!» А раз так, то и все карты нам в руки! Тем более что у нас уже есть самая длинная пешеходная зона в Европе. А как только станем столицей, то и остальные тротуары к стандарту Волжской привёдем. Тем более, если Сергей Собянин вместе со столицей переедет к нам. Он, говорят, большой специалист в деле по укладке плитки.

Конечно, это всё шутка. На самом деле, я не вижу объективных причин для переноса столицы. Что касается налогов, то вряд ли географический перенос столицы как-то повлияет на это. Ну, будут все деньги страны оседать в условном Екатеринбурге, а не в Москве. И что?!

Необходимо менять механизм перераспределения налогов и честно делить их на три части: треть – федеральному центру, треть – региону и треть – муниципалитетам. Десять процентов можно направлять в какой-нибудь спецфонд будущих поколений.

Ну, а если действительно так хочется власти переехать из Москвы, то лучший вариант – построить новый город-столицу, изначально заточенный под административные нужды. Но вряд ли у нас есть на это средства… Так что оставляем Москву!

2) Если тарифы будут снижаться, то конечно поддерживаю! Но это вряд ли произойдёт, ведь ещё ни разу власть не ошибалась в пользу народа. Проблема в том, что тарифы у нас могут только расти. И отдавая на откуп перевозчикам самостоятельность в регулировке тарифов, город вполне может получить картельный сговор перевозчиков, которые всегда могут договориться и устанавливать тарифы в зависимости от собственной жадности. Страдать при этом будут как обычно простые люди, ведь отказаться от общественного транспорта абсолютно нереально!

Но когда и кого в Саратове интересовало мнение простых людей, их проблемы?!

3) Интересная идея. И в принципе, конечно можно скинуться и помочь людям достроить дом. А потом можно скинуться и самим оплатить ремонт дорог, а потом можно скинуться и оплатить строительство нового аэропорта… И так до бесконечности!

Тогда возникает вопрос, а зачем нам такая региональная власть, при которой простые жители должны за свой счёт решать проблемы, которые возникли при попустительстве и власти, и правоохранительных органов?!

Мало того, что нас постоянно обкладывают ростом тарифов, так мы еще должны оплачивать некомпетентность или даже коррупционность чиновников?! Я думаю, что ни для кого не будет секретом, что застройщики вряд ли бы решились творить свои тёмные дела, не имей они «крыши».

Давайте лучше скинемся и купим всем этим бездарным чиновникам и правоохранителям билеты куда-нибудь далеко и в одну сторону! Поверьте, для региона так будет лучше!

Александр ГЛУЩЕНКО, генеральный продюсер информагентства «Свободные новости» и телеслужбы «Открытый канал»

1) Идея переноса столицы из Москвы, на мой взгляд, весьма интересна, а ее реализация вполне может оказаться продуктивной. Только никаких екатеринбургов и т.п. – исключительно небольшой райцентр в тайге (в степи, в горах, в тундре) вдали от автострад и железных дорог, без аэропорта и речной пристани (условно: село Соплевка Безурожайненского района Вечномерзлотной губернии). Возведение в три очереди: первая – транспортно-логистическая инфраструктура и связь, вторая – система управления обороной и безопасностью страны, третья – основные здания и сооружения органов власти, жилищно-бытовая инфраструктура для чиновников, депутатов и обслуживающего персонала. Принцип размещения органов власти: пока при должности – живешь в Соплевке, ушел на дембель – вали домой. И чтобы никаких офисов крупных коммерческих структур (корпораций, банков и т.п.) на территории столицы, только чиновники, депутаты и обслуга. Территория режимная – въезд и выезд закрыты, по периметру колючая проволока, вышки с автоматчиками, караульные собаки. Депутаты пишут законы, чиновники пишут циркуляры, верховный суд и генпрокуратура разбирают дела, но никто не покидает Соплевки, чтобы не получить ненароком взятку. Родственники к ним приезжают на одну единственную проходную «на свиданку» на два часа в месяц с обязательным личным досмотром.

Считаем убитых зайцев: не всякий «патриот» захочет жить в суровых климатических условиях, следовательно, в парламент и правительство придут люди, способные пожертвовать дешевым комфортом ради благополучия страны. Отсутствие в столице промышленных и финансовых гигантов не позволит министрам и депутатам просто так, за здорово живешь приезжать в офис, скажем, «Роснефти» и уезжать оттуда с чемоданами баксов, подвергая свою личность опасности домашнего ареста и последующего суда. По старинной российской традиции вокруг столицы неизбежно начнется формирование агломерации (подобно появлению посадов и слобод вокруг крепостей в Древней Руси – у нас менталитет традиционалистский), что даст толчок к развитию региона и сделает его локомотивом экономики. И проводить процедуры по переносу столицы необходимо примерно один раз в двадцать лет. И тогда за 150 лет мы поднимем все восемь федеральных округов и заживем как люди.

А всякие там обращения к федеральным собраниям и мега-пресс-конференции – по скайпу, чтобы самолеты и поезда зря не гонять – все-таки третье тысячелетие от Рождества Христова на дворе, а вы все заседаете в георгиевских и колонных залах.

2) Одно из немногих решений власти, которое я горячо поддерживаю. Помните анекдот советских времен, в котором Леонид Ильич Брежнев в семидесятые годы решил посмертно наградить последнего царя Николая II орденом Ленина за создание в России революционной ситуации в 1917 году? Положение вещей аналогичное. Давайте, господа единороссы, активнее тыкайте палкой между прутьев клетки. Это значительно ускорит процесс ухода партии жуликов и воров в историческое небытие и массового отъезда ее руководящих работников в Северную Корею и Иран. Заранее могу им посоветовать приучать себя к рисовой диете (250 граммов в день без мяса, рыбы и коньяка) и овладеть арабским языком для чтения и заучивания сур (а то могут расстрелять). А еще можно полностью отпустить цены на ЖКХ, лекарства, бензин, ввести налоги на цветы на подоконнике, домашних кошек и собак, рыбу в реке и грибы в лесу. И так нестерпимо ожидаемый ими отъезд к их идейным единомышленникам состоится на следующий день.

3) Скинуться-то готов, но не буду. Дураку сколько денег не давай, все без толку. И все оттого, что дураки постоянно верят в халяву, дешевое счастье, действуют на авось, а возможно просто патологически скупые люди. А скупой всегда платит дважды. А может быть, сначала нужно было выяснить подноготную этой фирмы-кидалы – скрупулезно, дотошно, с привлечением толковых юристов? А может быть, нужно было застраховать сделку купли-продажи своей доли у надежного страховщика, да чтобы у него были еще и реиншуранты (перестраховка с иностранным участием)? А может быть, лучше взять ипотеку, соответственно потратив несколько больше денег, но купить не сваю в яме для будущего фундамента, а готовую квартиру?

А вот если мы сейчас скинемся, то количество дураков резко увеличится. Им понравится так близкая их сердцу халява.

Александр НИКИТИН, председатель Саратовского правозащитного центра «Солидарность»

1) Перенос столицы – это всегда показатель серьезного кризиса государства и необходимости как бы начать новую историю на новом месте. У нас перед глазами удачный пример Казахстана. Перенос столицы из Алма-Ата в Астану (бывший Целиноград) помог решить этой братской республике много сложных и запутанных вопросов.

Постановка вопроса о переносе столицы оправдана. Москва сегодня, на мой взгляд, не является символом государственного единства, а московская власть не олицетворяет собой правду, совесть и справедливость. Это главный очаг коррупции, разврата, воровства и лжи. Что-либо положительно изменить сегодня в Московском бардаке сложно, если вообще возможно. Поэтому этот гнойник надо предоставить самому себе. Пусть догнивает.

Перенос столицы мог бы способствовать тому, чтобы русское государство встрепенулось и оживилось. Но переносить было бы желательно в Омск. Там на берегах Иртыша некогда была столица мировой империи Русов Асгард Ирийский. Это соответствовало бы и многим пророчествам, которые указывают, что возрождение православной (не христианской) Святой Руси начнется именно оттуда.

Что же касается передачи функций государственного управления в регионы, то перенос столицы к этому имеет косвенное отношение. Сегодня расширение реальных полномочий регионов в Кремле рассматривается не как один из проверенных способов выйти из кризиса, а как расшатывание сложившегося порядка управления, как подтачивание властной вертикали и источник роста регионального сепаратизма. Поэтому никаких расширений властных полномочий регионов, в том числе и в Саратове, не предвидится. А для процветания региона необходимо было бы решить главную проблему: достойное финансирование ее потребностей, который бы позволил перейти от бюджета выживания к бюджету развития.

2) Если бы у нас была реальная конкуренция, при которой бы шла борьба за пассажира, то такое решение можно было бы приветствовать. Однако в нашей феодально-цеховой системе организации работы общественного транспорта, когда с настроением пассажиров можно не считаться (никуда не денутся), эта мера приведет только к немедленному повышению стоимости проезда. Монополистов-перевозчиков в стремлении к быстрой наживе за счет пассажиров может остановить только массовый отказа среднего пассажира от транспортных услуг из-за дороговизны. Как эта проблема будет решена на практике, скоро узнаем. Да и сама инициатива, на мой взгляд, по переходу к нерегулируемым тарифам вызвана необходимостью повышения цен за проезд, на которое, в условиях кризиса и избирательных кампаний, сама власть пойти не решилась.

3) «С миру по нитке – голому рубаха», это известный метод оказания помощи на Руси несчастным и обездоленным. Но на Святой Руси всегда действовало правило: зло должно быть наказано. Прощение и оказание помощи тому, кто творит зло, всегда поощряло зло, поскольку оно освобождалось от ответственности.

У нас же, в христианском феодальном обществе, где господствует принцип каждый за себя, а Господь требует милости к преступникам, решать проблемы, созданные бессовестными проходимцами, за счет посторонних непричастных людей, уже давно стало нормой. Это у нас называется благотворительностью. Каждый день мы видим призывы собрать деньги на платную операцию тому или другому больному, которому наша государственная страховая медицина отказывает в помощи. У нас просят помощи инвалиды, погорельцы и беженцы и этот перечень можно продолжить. А виновные в свершения зла, рассевшиеся по всей вертикали власти, процветают и торжествуют. Пока это норма. Можно, конечно, распространить этот опыт благотворительности и на обманутых дольщиков. Можно даже пойти дальше и ввести обязательный налог в размере тех же 100 рублей в квартал или год именно для таких случаев оказания помощи несчастным. Но лично я против.

Ренат КАЗИЕВ, член Саратовского регионального штаба Общероссийского народного фронта

1) Я так понимаю, что других вариантов развития экономики, как перенос столицы, у Минэкономразвития для нас нет? Или это способ отвлечь таким образом от более глобальных проблем, перетянув медийное внимание на яркий инфоповод? Хотелось бы разобраться!

2) Как потребитель услуг, могу поддержать данное решение только в том случае, если буду четко понимать, чем обусловлено повышение (а может быть и снижение) тарифа. До настоящего момента перевозчики толком не могли обосновать свои требования, в основном, поэтому городским властям удавалось сдерживать их «аппетиты». Теперь перевозчикам дали карт-бланш. На мой взгляд, не лучшая идея, которую, по всей видимости, пролоббировали.

3) Дело, конечно, не в ста рублях. Пока мы будем скидываться на достройку домов обманутым дольщикам, на лечение детей заграницей, на ремонт в школе и бахилы в поликлинике, в стране так и будут преступления оставаться без наказания, а бытовая коррупция порождать многомиллионное воровство бюджетных денег! Если говорить о саратовских дольщиках, то уже сейчас по многим проблемным домам найдены варианты решения проблем. Произошло это потому, что появились персонально ответственные за это депутаты Государственной думы.