Генплан Саратова – фантастический сериал?

Гордума утвердила новый проект Генерального плана развития Саратова до 2025-2030 годов – дороги, развязки, детские сады, мост через Волгу, скоростной трамвай…. Что из этого реально осуществимо в указанные сроки, учитывая возможности местного бюджета? 
На встрече с сельскими депутатами в Ершове Валерий Радаев затронул вопросы государственно-частного партнерства. Он похвалил главу Озинского района, которая привлекла местных бизнесменов для ремонта дорог и объявил об учреждении специальной премии для социально ответственного бизнеса. 
А региональный прокурор Сергей Филипенко выступил с предложением узаконить на территории Саратовской области дневной «период тишины» в многоквартирных и индивидуальных домах - с 13 до 15 часов и с 19 до 21 часа. Под запрет в это время попадут различные виды работ, игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, использование пиротехнических средств,  звуковая охранная сигнализация, установленная на транспортном средстве, и прочие звуки, нарушающие тишину и покой граждан.

Таким образом, к экспертам «Репортера» - известным политикам, депутатам, общественникам сегодня следующие вопросы.

1) Какие бы вы внесли изменения в Генплан Саратова, принятый городской думой?
2) Какие, на ваш взгляд, препятствия, мешают сегодня бизнесу активнее участвовать в решении насущных проблем региона?   
3) Каково ваше отношение к инициативе прокурора Сергея Филипенко узаконить на территории Саратовской области дневной «период тишины»?

Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Саратовской области, депутат областной Думы
1) Надо понимать, что Генеральный план – это стратегический рамочный документ, главная задача которого документально закрепить возможности для развития города. В указанные сроки, возможно, что-то и не будет реализовано. На мой взгляд, все будет зависеть от экономического состояния региона и города, как будет жить страна. Если страна и регион начнут развиваться в экономическом плане, и ВВП будет расти не меньше 5-7 процентов, то, думаю, многое из запланированного осуществить вполне реально. Самое главное, что Генеральный план, наконец, принят, и по нему можно системно работать. Успех возникает только тогда, когда есть системная работа. Сегодня нужно ставить планы по реализации генплана, разбивать на блоки, обозначать, что конкретно делаем, в каком году и какие деньги выделяем. Главное не отступать от генплана и поэтапно все претворять в жизнь. Тогда и горожане увидят, что принятый документ – это не просто «бумага», а это именно стратегический инструмент, позволяющий решить многие городские проблемы.
2) Бизнес участвует в решении проблем территорий, просто не всегда об этом говорят. Особенно это очевидно в сельской местности. Без помощи фермерских хозяйств, как правило, не обойтись в вопросах очистки дорог, покоса травы, ремонта колонок и уборки сена. Здесь предприниматели помогают и власти и жителям. Что касается Саратова, то бизнес также участвует во многих городских делах. И это необязательно очень громкие дела, но, уверена, что если собрать все вместе, по городу набираются очень большие суммы. Это адресная помощь гражданам, участие в каких-то проектах, организация праздников, решение коммунальных проблем, выделение техники, содержание муниципальных территорий общего пользования. Все это делается, об этом просто мало говорится, и я не считаю, что надо кричать об этом на всех трибунах. Важно понимать, что эту нагрузку бизнес несет помимо уплаты налогов. Сегодня понятие социально-ответственного бизнеса несколько искажается. Ведь социально-ответственный, если правильно понимать это значение, это, в первую очередь, тот, который работает «в белую». Чтобы люди имели возможность получать пенсию, бюджетники могли получать зарплату, и чтобы в регионе оставались еще деньги на какие-то социальные проекты и развитие. Сегодня часто говорят о теневом бизнесе. Я считаю, что одна из ключевых задач власти – это борьба с теневой экономикой. Это нужно делать совместно с правоохранительными органами. Весь бизнес должен быть конкурентным при равных условиях, и если вся экономика будет выведена из тени, то у региона появятся деньги на решение многих проблем.
3) Думаю «время тишины», которое установлено у нас в Саратовской области, с девяти утра до девяти вечера, устраивает большинство саратовцев. Проблема в том, что часто и это правило не соблюдается. В любом случае, если вопрос возник, то принятие решения невозможно без широкого обсуждения с самими жителями.

Ольга АЛИМОВА, заместитель председателя Саратовской областной думы  
1) А ребята, которые этот генеральный план представляли, прямо-таки в параллельной вселенной живут? Где все тротуары и дороги легко и просто чистятся от снега? Где люди после снегопада комфортно добираются до любого пункта назначения? В среду, одна из наших сотрудниц, попыталась добраться из поселка Юбилейного до нашего офиса. После двухчасового простаивания в районе Молочки их маршрутка просто-напросто развернулась и все поехали домой. Понятно, что если бы был скоростной трамвай, то она бы быстро до работы добралась… Но знаете, если ответственные лица не могут разобраться с последствием страшного и внезапного стихийного бедствия, такого как снегопад в январе, то я сильно сомневаюсь в их способности построить новый мост через Волгу или проложить линию скоростного трамвая.
На мой взгляд, все эти планы на 25-30 лет вперед из серии, что к тому времени «либо падишах помрет, либо ишак сдохнет». Ничего более. Да и серьезного обсуждения этого Госплана не было — бюджет Саратова очень далек и от мостов, и от скоростных трамваев. Надо бы реально смотреть на вещи, а не витать в облаках прожектов, и всерьез надеяться, что кто-то вдруг даст на это денег. Как-то по-детски это выглядит.
2) Нет, не поддерживаю. Как не поддерживаю и идею о том, что жители города должны сами убирать свои дворы. Это не более чем демонстрация власти своей полной некомпетентности и отсутствие профессионализма. Социальная ответственность бизнеса должна распространяться на людей, а не на ремонт дорог. Иначе, зачем нам власть, если она не в состоянии ни дороги отремонтировать, ни снег с улицы убрать. Но беда нашей власти в том, что они просто этого не понимают. Временщики, что с них взять?!
3) Отличная идея, кстати. Помнится, был забавный случай, когда группа студентов вместо зачетов пришла к обкому КПРФ с пикетом. Развернули свои мгеровские флаги и лозунги, и давай какую-то ерунду скандировать. Видимо, соседям показалось, что делали они это достаточно громко, поэтому всех этих крикунов окатили водой из окна. А работал бы закон, глядишь, и обошлось бы.
Серьезно, это неплохая идея. Вопрос в том, как этот закон будет работать. Мало просто написать закон, необходимо чтобы он работал. А вот с этим, как показывает практика, большая проблема и в целом по стране, и в нашем регионе в частности.

Дмитрий ПЬЯНЫХ, председатель комитета по спорту, туризму и делам молодежи Саратовской областной думы, координатор регионального отделения ЛДПР 
1) Сама по себе постановка амбициозной задачи неплоха. Потому что без этого не будет развития города. Если ставить вопрос: «Что возможно сделать при нынешнем бюджете?» Конечно же, ничего! Это бюджет вымирания. И об этом не говорит только ленивый. При таком бюджете город не то, что ставить амбициозные задачи не может, он даже не может полноценно обеспечить свое нынешнее существование. Все эти проекты, которые заложили: дороги, развязки, детские сады и мост безусловно нужны. Это будет подталкивать к развитию город, инфраструктуру, социальное развитие. Мы понимаем, что без денег это не делается и на это нужны средства, т.е. могут быть реализованы только при условии увеличении бюджета или привлечения внебюджетных средств. Давайте искать средства на это, давайте смотреть на налоговое законодательство, в первую очередь на распределение налоговых доходов между федеральным центром и регионом, давайте думать о доходах нашей области и Саратова в чатности.
2) Надо понимать, что государственно-частное партнерство это не только участие бизнеса в решение каких-то проблем в регионе, это, своего рода, дорога с двусторонним движением. Для этого должны создаваться условия. На сегодняшний день у нас искажённое понятие ГЧП. Не отражается сама его суть. Немаловажна и законодательная база, по которой может работать ГЧП. У нас на сегодняшний день применяется только одна из форм - это концессия. Почему-то везде она представляется, как единственно возможная. На самом деле форм ГЧП огромное количество. Надо детально проработать иные форматы, и тогда мы сможем найти пути решения насущных проблем.
3) Дневные часы тишины уже есть в некоторых домах. Они устанавливаются самостоятельно советом дома, Как правило, это дневное время с 13 до 15, потому, что это время дневного отдыха у маленьких детей, которые в большинстве своем до 3 лет находятся дома. Дневной сон необходим для их здоровья. Вечерний час для меня немного непонятен, как и формулировка «использование звуковой-охранной сигнализации». Как можно это регламентировать? Что за наказание будет за использование? Подходя к этому процессу, решению его в рамках законодательства, надо полагать, что лица, нарушающие его, будут привлечены к какой-либо ответственности. Нужно грамотно продумать механизмы, по которым нарушители будут привлекаться к ответственности.

Ренат КАЗИЕВ, член Саратовского регионального штаба Общероссийского народного фронта
1) Новый генплан, если он станет руководящим документом для областных чиновников и депутатов, сделает из Саратова к 2030 году комфортный город для жителей, туристов и инвесторов. К сожалению, с предыдущим генеральным планом такого не случилось, в силу различных причин некоторые пункты плавно перетекли в новый документ. В этой связи я бы добавил к каждому пункту генплана ФИО и номера телефонов ответственных за его реализацию, чтобы было с кого спросить по результатам.
2) Федеральный закон, регламентирующий государственно-частное партнерство, четко дает определения тому, что это такое, и как должно работать. Если есть инициативные предприниматели, которые хотят сделать дорогу, то власть в лице муниципальных чиновников должна соблюсти все юридические тонкости, не нарушив интересы бизнеса, разделив риски, чтобы получились именно партнерские отношения. В этом основная проблема. У нас все «добрые дела», почему-то, делаются по команде и с претензией к бизнесу – вы должны. В таком формате ждать вливаний частных инвестиций в экономику не приходится.
3) Это очень странная инициатива, особенно если учесть, кто ее автор. 

Григорий АХТЫРКО, член общественного совета при Уполномоченном по правам человека в Саратовской области  
1) Особенно маниловский мост умилил. Реально в данный период, полагаю, осуществимо только одно - давно очевидно потребное объединение в единый муниципалитет Саратова, Энгельсского МР и Саратовского района. Кроме того, давно насущно новое административное деление данного будущего муниципалитета на пять примерно равноценных районов, просто по частям света – Северный, Центральный и так далее.
2) Банальная чиновная путаница смыслов, так как данный пример муниципально-частного, а не государственно-частного партнерства. Ибо глава муниципалитета – представитель органа всего лишь МСУ, а не государственной власти, например, регионального правительства, его министерств и ведомств или Саратовской областной Думы. Главная актуальная проблема предпринимательства в России, полагаю, в отсутствии реальной партийной конкуренции в центре и провинции. И в повсеместном отсутствии примата судебной, а не исполнительной власти.
3) Она, полагаю, свидетельствует, во-первых, о том что, благодаря неустанным и, несомненно, всегда бескорыстным трудам властной вертикали, саратовцы теперь в основном трудятся торгашами да сторожами. И им просто органически потребно высыпаться в дневные часы от ночных или суточных дежурств. Во-вторых, видимо, многие прокурорские сотрудники с домочадцами обрели домашний уют именно в центральной части Саратова, где игры, стрельба, крики, свисты, улюлюканья, пения и пляски наблюдаются круглосуточно. В том числе, и в исполнении студентов СГЮА. 

Николай СКВОРЦОВ, председатель группы по подготовке экспертных заключений Общественной палаты Саратовской области
1) Мечтать не вредно, а нужно. Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты. Многое реально. Думаю, если даже удастся реализовать прописанное в проекте Генплана - будет замечательно. Я сторонник того, чтобы планировать поквартальную застройку старого жилого сектора. 
2) Экономический спад. Доход бизнеса снижается, потребительская активность падает, денег на благотворительность остаётся все меньше. Думаю, что социально-ответственный бизнес будет согласен участвовать в проектах, нужных области и городу, если получит серьезные преференции и льготы. 
3) Подобная инициатива уже вносилась в областную думу. Было это пару лет назад. Тогда региональная Общественная палата в рамках "нулевых чтений" поддержала "тихий час", однако дальше законодательная инициатива застопорилась. Идея вполне жизнеспособная. Шумов, мешающих нам жить, должно быть меньше.

Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ, общественник, «ветеран гражданского участия и сопротивления»
1) Лет 10-12 назад мы были свидетелями большого числа мероприятий, связанных с утверждением Генерального плана Саратова. Только публичные слушания по проекту проходили на десятке площадок города и тогда, по крайней мере, у меня оставались надежды на какое-то здравомыслие в команде мэра О.Грищенко и главного архитектора В.Вирича. Потом каких только прожектов не было, а необходимых шагов (в частности, по закреплению границ и созданию охранной зоны Кумысной поляны, по возведению пляжа на Провиантском взвозе) так и не делалось. Нет у меня доверия к играм провластных политиков! Какие «возможности местного бюджета» в 12 млрд. рублей с содержанием в штате двух дивизий чиновников, смеётесь?
2) Я сторонник становления и развития полноценного и полноправного местного самоуправления, в котором, есть место и для местного хозяйства и для партнёрства, включая государственно-частное. Но сейчас государственное доминирование так называемой «вертикали» ощущается во всём. «Вот приедет барин!» Барин и рассудит, и устроит, и подкинет…И эта концепция не позволяет развиваться альтернативе, конкуренции, опыту. О «препятствиях» бизнесу и необходимых мерах их преодоления читайте в программах нынешних политических лидеров: Явлинского, Грудинина, Навального. Титова. Думается, что и Саратовская ТПП имеет свои наработки. В них всё есть, нужно только в «слуховом аппарате» высоких должностных лиц заменить батарейки, а лучше и их самих!
3) Проблему шума на улицах города я не раз поднимал в своих блогах и заметках. Мои претензии жителя связаны в первую очередь с шумом, издаваемым транспортными средствами в вечернее и ночное время. Я живу неподалёку от Московской улицы, где редкую ночь не находится своих «шумахеров-кадыровых» (Кадыров – советский мотогонщик, многократный чемпион), которые с визгом и треском «побивают какие-то только им ведомые рекорды», мчась по ночным улицам с запредельной скоростью. Один такой гонщик способен пробудить и не дать возможности заснуть тысячам людей – детям, старикам, отсыпающимся труженикам. Летом, когда окна открыты приходится просыпаться и проклинать всех на свете – гонщиков-мажоров, гаишников, законотворцев! Мои и аналогичные материалы в СМИ, в «комментариях» расширяют «географию преступлений» - жалуются не только жители улиц Московской, Чернышевского, Соколовой, но и «до самых до окраин». Из года в год тема поднимается до уровня депутатов и ОПников, но ночной тишины в городе нет, как нет, хотя, кажется, что в подобных ситуациях всё ясно с нарушителями, пострадавшими и теми, кто исполнять законы должны. Кто-то знает о привлечённых к ответственности, хотя бы об одном? Запретить шум на улицах и во дворах большого города в дневное время, конечно можно. Вдруг, сработала сигнализация, завизжал заигравшийся ребёнок, прошла шумная компания, где-то застучал отбойный молоток, гудят клаксоны выстроившихся в ряд автобусов на той же улице Московской… И тут же должен возникнуть полицейский и штрафовать, штрафовать..?! Орёт много лет к ряду рекламный баннер возле цирка – не решаемая без специального закона проблема? Город должен жить, управляться людьми и для людей, которые доверяют друг другу и уважают друг друга…