Елена Шомина: «Подача челобитных – вполне в нашем характере»

Общественные приемные сегодня есть у всех – у политических партий и отдельных деятелей, организаций и депутатов. Прием прошений стал едва ли не главной формой взаимодействия власти с гражданами. Вот и в Саратовской области в день рождения «ЕР» работу общественной приемной возглавил губернатор Валерий Радаев, который порадовался активности земляков.

«Репортер» обратился за комментарием к профессору факультета государственного и муниципального управления «Высшей школы экономики» Елене Шоминой.

- Елена Сергеевна, в стране широко развит институт общественных приемных. Таковые имеются у главы государства, премьер-министра, губернаторов… Не считаете ли вы, что эти самые приемные не столько дополняют многочисленные чиновничьи структуры, сколько дублируют их?

- На мой взгляд, если гражданам удобно обращаться именно в общественную приемную, то почему нет? Если там к ним относятся внимательнее, если оперативнее и эффективнее решают их проблемы, то и слава Богу, и пусть туда обращаются.

Могу, впрочем, предположить, что недостаток горизонтальных связей – между приемной той же «Единой России» и ее проектами – сказывается, и не самым лучшим образом, на результатах работы с населением. Слабо развитые горизонтальные связи – пожалуй, главная беда нашей вертикали власти. И именно из-за этого у граждан небезосновательно складывается впечатление, что чем выше – тем надежнее.

- На ваш взгляд, популярность общественных приемных связана с тем, что плохо работают официальные структуры, или это от нашей любви к подаче челобитных?

- Да, это вполне в русском характере – в этом смысле наши современники мало чем отличаются от жителей СССР и даже Российской империи. Лично я не вижу в этом ничего ни плохого, ни хорошего – просто такая национальная традиция. Тем более что зачастую именно такой путь является менее тернистым.

Возьмем, к примеру, саратовскую общественную приемную «ЕР». Дело ведь не в том, что там сидят какие-то уникальные, супер-квалифицированные специалисты. 99% всех вопросов, с которыми граждане пришли на прием, можно было бы решить в рабочем порядке, если бы граждане знали, куда и к кому обращаться, как сформулировать свое обращение и тому подобное. Но увы – мы слишком мало знаем о своих правах и возможностях.

- Больше всего вопросов, по традиции, касаются ЖКХ. Почему так? Почему государство на протяжении уже нескольких десятилетий не может наладить работу в жилищно-коммунальном хозяйстве?

- Ну, это вопрос риторический – его бы не ученому-практику задать, а философу. Могу только сказать, что как раз в этой сфере каждый день происходят серьезные изменения к лучшему… Во многих школах сегодня ведутся уроки по жилищно-коммунальному просвещению школьников – будущих взрослых. Первые такие уроки я проводила еще в 2004 году. Были разработаны учебные пособия, по которым можно научиться быть грамотным жителем, хозяином своего города и своей жизни в нем. И вот если бы тогда, 14 лет назад, подобная практика была налажена повсеместно, сегодня мы уже имели бы целое поколение, подкованное в этих вопросах.

- Саратовский губернатор Валерий Радаев полагает, что рост числа обращений граждан свидетельствует о растущем доверии к власти, а не об увеличении числа проблем. А вы как считаете?

- Тут я как раз допускаю, что могут быть очень большие различия по регионам. Есть города или регионы, где уровень доверия к власти, действительно, очень высок. У меня нет оснований думать, что у вас, в Саратове, это не так (впрочем, вам, на местах, виднее). Могу сказать только одно: вряд ли количество проблем и вопросов к власти вдруг в одночасье выросло в разы, но вот отношение региональных властей к обращениям граждан на количестве этих самых обращений очень даже сказывается. Чем больше проблем решается, в том числе и властями, без обращений граждан, тем меньше у граждан остается оснований обращаться к этим самым властям.

Андрей АПАЛИН