Егор Покровский: «Создаем новый театр кукол «Лель»

С актером и режиссером Егором Покровским мы познакомились два года назад, когда он только задумал свой моноспектакль по творчеству Владимира Высоцкого «По самому по краю». Будем говорить честно, судьба у Егора не сахарная. Так получилось, что несколько лет назад он оказался в инвалидном кресле. Из энгельсской квартиры с родителями переехал в дом в Хвалынске, так удобнее. Но ситуация и характер в симбиозе дали такой мощный толчок, что созданный им вместе с отцом спектакль стал пользоваться серьезным успехом. 

- Следующий год у нас какой? – спрашивает он. - Гм... правильно, Год Театра! Итак, новость: в Саратовской области появится Театр кукол «Лель». 

И это не единственное знаменательное событие в жизни Егора. С месяц назад он женился, и новый театр станет уже общим супружеским детищем. 

- Егор, откуда столько сил на все? В чем секрет «вечного двигателя»?

- Ты брала у меня интервью два года назад, мы тогда «Высоцкого» ещё даже не выпустили. С тех пор спектакль прошёл уже 20 раз, в том числе в Саратове,  Москве, Самаре, Пензе, Димитровграде, Октябрьске Самарской области, в Балаково, Вольске и Энгельсе. За это время я успел защитить диплом театроведа Заочного народного университета искусств, окончить курсы режиссуры киномонтажа, создал театральный проект «Артист», продюсируя не только свой моноспектакль, но и рок-спектакль «Пелена», а также концерт Антона Кузнецова «Вечерняя рапсодия», который прошел в Саратове, Энгельсе, Балакове, Ртищеве, Ершове, Дергачах. 

Я просто люблю театр. Наверное, я ненормальный, фанат, и я не представляю себя вне его. Собственно говоря, я даже не могу назвать это работой, эта работа в радость, в удовольствие. Конечно, бывают и трудности, бывают и провалы, всякое случается, но радости гораздо больше, особенно в репетиционный период. И особая радость в том, что рядом со мной люди, которых я люблю, которые любят меня: жена, родители, брат, друзья.

- Насколько я понимаю, вторую половинку ты тоже выбрал не случайно. Она актриса, музыкант?

- Не выбирал. И она не выбирала. Просто какие-то секунды, взгляд и всё. Да, она музыкант, окончила нашу любимую консерваторию. Хотя я бы не стал привязывать Ксению к музыке на все 100%.  Она занимается танцами, изучает психологию, теперь вот с моей лёгкой руки, еще и театром.

- Расскажи про новый театр «Лель»?

- «Лель» - театр кукол. Это будет полноценный театр, оформленный, как Автономная Некоммерческая Организация, собственно говоря, 90% театров в РФ пребывают именно в такой организационно-правовой форме. Вероятнее всего, 20 или 21 декабря будут выданы все необходимые документы на ведение деятельности.

- Как появилась идея создать именно кукольный театр?

- Всё-таки не кукольный театр, а театр кукол. Не путай, это важный нюанс. Идея вынашивалась давно, я долго ей сопротивлялся, но в конечном итоге вынужден был капитулировать. К моему сожалению, многие люди, а особенно взрослые, пренебрежительно и стереотипно относятся к театру кукол. Театр кукол замечателен тем, что в нём можно сыграть то, что невозможно сыграть в театре «человеческом» -  драматическом или музыкальном.

- Так это будет все-таки театр не для детей?

- Ой, не люблю я делить всё таким вот образом: для детей, не для детей. Театр для всех, кто хочет прикоснуться к этому искусству. Ведь и сказки, давайте говорить откровенно, они в большей степени для взрослых, чем для детей.

- Особенно Гауф и Андерсен. А «Спящая красавица» в оригинале вообще фильм ужасов…

- Сейчас в театрах кукол много спектаклей, рассчитанных на взрослую аудиторию, например, спектакли Руслана Кудашова в Большом Театре Кукол (СПб), спектакль «Дон Жуан» в саратовском «Теремке».

- Расскажи про название. Почему «Лель»? 

- Лель – это персонаж из пьесы А.Н. Островского «Снегурочка». Старый славянский персонаж, говорят, что из кабинетной мифологии (научная фикция, в реальности никогда не существовавшие мифы, являются «плодом ошибок и фантазии», - авт.). Образ очень красивый: молодой юноша с флейтой. В Леле есть что-то народное и в то же время загадочное. Красивое. Если верить всё той же кабинетной мифологии, то Лель – это славянское божество любви и брака. По-моему очень красивый образ. И, учитывая, что на первоначальном этапе именно моя семья является фундаментом этого театра, то даже символично выходит. 

Для детей ставить очень сложно и играть для них сложнее, чем для взрослых. Об этом и Станиславский говорил, и Образцов. Дети – особая публика и нужно приложить немало труда, чтобы создать спектакль, который будет им по-настоящему интересен, будет ими принят и понят. Хочу заметить, что театр кукол более символичный, чем театр драматический или музыкальный. Кукла – не человек, кукла – символ. Очень важную роль играет художник при создании спектаклей. Наверное, 50% успеха – это работа художника. 

- Про моноспектакль что еще расскажешь?

- Он объехал несколько городов, есть определённые договорённости о показах на весну и осень 2019 года. Планируются выступления в Марксе, Степном, Дергачах, Пугачёве, Ершове, возможно, Ртищеве. Этот спектакль меня во многом воскресил.

- А вот про это давай подробнее!

- Тогда я вернулся в Театр, почувствовал тонус, начал получать радость от репетиций, спектаклей, а это очень важно. Но главное – это то, что у меня появилась возможность общаться с людьми через спектакль. После травмы и четырех лет простоя, лечения и депрессии трудно возвращаться в жизнь. В какой-то момент начинаешь думать, что всё – жизнь закончена, ты живой труп. Важно не раскисать, собраться с силами, важна поддержка близких. И когда ты переламываешь себя, то тут уже можешь вздохнуть и сказать себе: то, что нас не убивает, делает сильнее.

- Но у тебя потрясающие родители. Они столько для тебя сделали, что не пойти на поправку как в физически, так и эмоционально ты просто не имел права!

- Да, я им безумно благодарен. Но тут дело не только в них. Травма – в первую очередь сильный удар по психике, и если ты сам не будешь себя встряхивать, то никто тебя с места не сдвинет.

- Ну, теперь же все хорошо! И даже новый необычный театр. С чего планируешь начинать?

- Сейчас идёт подготовительная работа. Если всё будет в порядке, то осенью должны сделать «Сказку о рыбаке и рыбке», ведь у нас не только Год Театра, но и Год Пушкина! Пока придумываем спектакль и его решение. Изготовление кукол и декораций – следующий этап, ну а затем репетиции и выпуск спектакля. 

- Я вот про куклы хотела спросить. Они уже изготовлены?

- Есть учебные куклы. Спектакль сначала сочиняется режиссером, потом художник делает эскизы декораций, кукол и их костюмов. Затем это всё изготавливается, и только после этого начинаются репетиции. Надо всё точно рассчитать, куклы должны создаваться под режиссёрский замысел и изготавливаться под артиста. Важно, чтобы ему было удобно работать. Делать по 5-10 вариантов каждой куклы я просто не имею возможности,  именно поэтому подготовительный период является крайне важным. Премьера планируется на осень-сентябрь, поэтому у нас достаточно времени, чтобы сделать всё максимально качественно и выразительно. 

Также есть идея создания теневого спектакля по мотивам японских народных сказок и притч, но удастся ли воплотить идею в жизнь – пока вопрос. Что касается изготовления кукол, то у меня есть художники, с которыми я сотрудничаю, общаюсь, они и будут их делать.

- Ты продолжаешь работать с детьми в театральной студии. Какие здесь планы? 

- У нас три группы, со старшими выпустили «Невыдуманные истории» по рассказам А.П. Чехова, с другой группой 19 января выпустим «Молодильные яблоки» по пьесе Олега Михайлова, а с самыми маленькими (2-4 класс) приступаю к работе над «ХрАнимиры» - это произведения современного писателя Елены Журек на экологическую тематику. Есть куклы и декорации к спектаклю «Айболит против Бармалея», но пока что всё идёт очень сложно, и я решил эту постановку отложить на потом. Этот спектакль будет с планшетными и составными куклами, сценография и создание кукол – Сергей Поляков (выпускник факультета театра кукол РГИСИ).

- Дома – театр, на работе – театр. Не устал?

- Дома жена, на работе театр. Нет, не устал. Мечтал об этом. А ролевые игры театром не считаются. 

- Твои пожелания в Год Театра!

- Зрителям – множества ярких премьер и событий, режиссёрам – вдохновения и полёта фантазии, артистам – любви. И да, всем творческим работникам – повышения зарплаты!

Беседовала Ольга Летувет

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
https://t.me/reporter64