Дорога ярости: Саратов рискует захлебнуться в кровавых ДТП

В соцсетях развернулись дебаты по поводу нового законопроекта от ЛДПР, предполагающего отменить лишение водительских прав за выезд на встречную полосу. Высказываются мнения, что вследствие принятия инициативы у водителей разовьется чувство безнаказанности за подобные деяния, что, в свою очередь, может привести к резкому увеличению ДТП. Некоторые предлагают отменить лишение, но при этом ввести индивидуальные штрафы, которые будут рассчитываться исходя из уровня доходов правонарушителя. Самые радикально настроенные желают авторам поправок поскорее «поймать своего встречного: к примеру, какую-нибудь Мару Багдасарян».

Как указывается в документе, выезд на встречку не всегда создает аварийную ситуацию и может быть вызван объективными причинами, такими как плохая освещенность дорог, плохое качество дорожного полотна, отсутствие разметки и так далее.

Сейчас наиболее суровым наказанием за выезд на полосу встречного движения является лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. В случае повторного правонарушения водитель может быть лишен прав на год. Согласно инициативе ЛДПР, за первое подобное нарушение водителю в самом худшем случае будет грозить штраф, а за второе – лишение на срок от двух месяцев до года.

На эту тему корреспонденту «Репортера» комментарий дал координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов.

- Всем нам понятно, что встречка встречке рознь. Очевидно, что депутаты говорят о ситуации, когда выезд на встречную полосу является нарушением правил расположения автомобиля на проезжей части. То есть еду я себе спокойно, скорости не превышаю, никого не обгоняю, а просто в процессе движения колеса моего автомобиля пересекают двойную сплошную линию. Иначе говоря, имеет место нарушение требований дорожной разметки. И за это нарушение жесткое наказание, например, лишение водительских прав, не является адекватным, то есть не соответствует тяжести совершенного проступка. 

Но, похоже, из поля зрения депутатов выпала другая составляющая подобных ситуаций: когда водитель намеренно выезжает на полосу встречного движения с целью обгона, разворота, левого поворота или совершения иного маневра. Ну не хочет он ждать, когда в сплошном попутном потоке появится просвет, ну очень ему к спеху. Так вот, на мой взгляд, это самый опасный дорожный маневр, какой только может быть. И за его совершение наказание необходимо ужесточать, потому что у нас тысячи людей ежегодно калечатся и гибнут в результате столкновения с автомобилями, выехавшими на встречку. 

Так что не будем путать, что называется, кислое с пресным – нарушение требований разметки и совершение противоправного маневра. В первом случае, как мне кажется, штраф в 5000 рублей – это чересчур, достаточно будет, к примеру, полутора тысяч. А вот для нарушителей второго сорта никакое наказание не будет чрезмерно жестким. 

Что касается общественного мнения, то сколько голов – столько умов. Конечно, люди считают по-разному. Возьмем водителей, чей опыт вождения касается преимущественно движения по городу – у них одно отношение к таким ситуациям. Все-таки в городе обгон, связанный с выездом на полосу встречного движения, явление достаточно редкое. А вот водители, ездящие преимущественно по загородным трассам, гораздо чаще рискуют нарваться на лихача, вылезшего на встречку, и, соответственно, столкнуться с ним с исходом той или иной степени тяжести. И эти водители к подобным нарушениям и нарушителям относятся куда более нетерпимо. В общем, этот законопроект требует еще долгой и тщательной доработки. 

Введение же индивидуальных штрафов никоим образом не сработает, причем по совершенно объективным причинам. Что значит – уровень доходов автовладельца? Да я свою машину зарегистрирую на любимую бабусю – глубокую пенсионерку, и она за мои фортели на дороге будет платить сущие копейки. И мало ли других способов уйти от ответственности или, по крайней мере, снизить ее степень? Да тысяча и один! 

А вот идея ввести прогрессивную шкалу штрафования, причем связав ее с количеством правонарушений, кажется мне весьма перспективной. Условно говоря, первые три штрафа за год – предупреждение, а далее – уже наказание, причем чем дальше – тем более жесткое. 

Я уверен, что эта инициатива не будет принята, пока не будет кардинальным образом доработана. Потому что за каждой поправкой к закону о движении стоят человеческие жизни, и любая неточность может стать причиной гибели людей. Так что тут, прежде чем резать, надо все отмерить не семь, а семьдесят семь раз. И, если все будет сделано по уму, то тысячи людей останутся живы и доедут на своих автомобилях туда, куда собирались. 

Вообще в этой идее есть, несомненно, рациональное зерно, только его надо бережно прорастить. И мне кажется, что в Госдуме найдутся достаточно сведущие и квалифицированные люди для этого.

Павел Плотников