Что общего у МОКа и ЦИКа

Когда МОК объявил свой вердикт и дисквалифицировал Олимпийский комитет России, предложив российским спортсменам выступать в нейтральном статусе – без флага и гимна, я понял, что это напоминает. Наши прошедшие выборы и последовавшие оргвыводы. Валерий Сараев, Павел Точилкин и уволенные председатели ТИКов совсем как наши бобслеисты и лыжники уверяли – все было как всегда, мы ничего такого не делали! Но не поверил МОК. Не поверил и ЦИК, хотя по мотивации последнего в лице Эллы Памфиловой тоже много вопросов.

И про спорт, и про наши выборы мы знаем все. Про спорт догадываемся, про выборы больше информации из первых рук. От тех, кто через дырку в стене царапает пробирки. После чего у разгоняющих Точилкина и Сараева отбирают гимн и заставляют ходить в белом.

Мне вот интересно, а когда собственно пошли подтасовки результатов голосования в нынешних объемах? Ну если даже Памфилова заявляет о «гнойниках» и «хвостах», докладывая о ситуации в Саратовской области главе государства. Сейчас опытные товарищи скажут, что административный ресурс был всегда. Это так, но я же помню разговоры 15-20-летней давности, когда говорили, что админресурс позволяет корректировать итоги выборов в пределах 20 процентов. Но потом стало так, что сколько надо, столько и будет.

По-моему, более ясная картина предстает, когда начинаешь проводить параллели со скандалами по поводу допинга. До конца 90-х это были, как правило, единичные случаи. За исключением разве что тяжелой атлетики, когда сели люди за стол переговоров, честно признали, что на допинге сидели все страны и обнулили мировые рекорды.

Если брать поштучно, то за канадцев бегал Бен Джонсон, чьи результаты аннулировали из-за допинга, в том числе и феноменальные 9,79 на стометровке. Американцы гордились велосипедистом Лэнсом Армстронгом, который 7 раз выигрывал «Тур де Франс», а потом зачем-то взял и рассказал правду. Принимал, мол. Ничего не мог с собой поделать.

Такие же одиночки встречались и у нас. В конце 90-х попалась лыжница Любовь Егорова. Воспринималось это как недоразумение. А вот с начала нулевых начались групповые занятия. В 2002 году на олимпиаде в Солт-Лейк-сити лишили наград знаменитых чемпионок Ларису Лазутину и Ольгу Данилову. Прямо во время игр.

А дальше количество нарушений антидопинговых правил начало расти как снежный ком. Все больше денег стало крутиться в спорте. Год от года увеличиваются призовые, зарплаты спортсменов и суммы трансферов. Ну, кому в 90-х могло прийти в голову, что футболиста можно купить за 222 миллиона евро?

Если говорить о соревновании национальных фармакологических контор, то в 2008 году всех с носом оставили китайцы. На домашней олимпиаде они завоевали 51 золотую награду, 4 года спустя – 38, в 2016-м – 26. Минус 25 золотых медалей за 8 лет. Чем это объяснить? Достижениями народной медицины?

Ясно, что в решении МОКа без политики не обошлось. Но натурально дали повод. Подставились. МОК обвинил Россию в создании государственного прикрытия допинг-программы. Российские чиновники с этим не согласились. Но кто из побеждающих на выборах соглашается с тем, что во время голосования были вбросы и «карусели»? А мы знаем, что и то, и другое имеет место быть.

Комиссия МОКа признала показания проходимца Родченкова достойными доверия. Вопросов тут много. Но первый, который следует задать самим себе, такой: как так получается, что при проведении домашней олимпиады в числе первых оказался востребован именно проходимец? Ведь проходимцами не становятся в одночасье. Уважаемые люди пожимали Родченкову руки, когда он делал свое дело и до поры до времени молчал.

Сейчас много споров по поводу того, почему слова Родченкова в МОКе приняли на веру. Их признали достоверными свидетельскими показаниями. Хотя что там – ну список «Дюшес», в который информатор мог занести кого угодно. Дневниковые записи, сделанные авторучкой. Встретился с этим, общался с тем, кушал котлету и пил компот. МОК привлек на помощь здравый смысл. Похоже на правду? Да.

А вот российские суды не принимают во внимание гораздо более весомые доказательства. Видеосъемку, например. Лет 5 назад на пресс-конференции местного отделения КПРФ присутствующие демонстрировали видеозаписи. Вот смотрите, вбрасывают целую пачку. А вот нашего представителя оттесняют. Что делает суд с такой видеозаписью? Плюет на нее слюной, разве нет?

Я понимаю, что в Сочи главный расчет был на то, что самим спортсменам трудно что-то предъявить. Наверняка им так и говорили: к подмене проб вы отношения иметь не будете. Отбегали, помочились в баночку и пошли отдыхать. Потому и так дико слышать, что за какие-то царапины могут отобрать флаг и гимн, а три десятка самых главных наших олимпийских надежд пожизненно забанить.

Логике российского человека это не подвластно. Когда выпускники из кавказских республик становятся стобалльниками на ЕГЭ по русскому языку, это нормально. В крайнем случае, вызывает улыбку. Когда мы примерно представляем масштабы коррупции в органах власти, а прокурор на голубом глазу уверяет, что его подчиненные чисты, это даже усмешки не вызовет. Общее место.

Мы привыкли к гораздо большему очковтирательству и обману. На всех уровнях. Потому так трудно осознать, что можно погореть из-за каких-то царапин и дневниковых записей. Вот кабы поймали за руку, когда эта рука просовывала банки с чистой мочой через дырку в стене…

Большой спорт как и большая политика – это в первую очередь бизнес. Разговоры об отстаивании чести страны на крупных соревнованиях или интересов избирателей одинаково лицемерны. Люди деньги зарабатывают. А много ли вы знаете бизнесменов, которые зарабатывают деньги честно?

Обман у нас стал формой существования. Зачастую единственно возможной. Ну если хочется жить в хорошем доме и иметь на личном пруду домик для уточки. Впрочем, выбор есть всегда. И результаты его никто, кроме тебя не подтасует.

А за отстраненных спортсменов не переживайте. Госдума ждет их.

Константин СЕРОВ