Чем заманить туриста в нашу глубинку?

Несмотря на обилие народных фестивалей, проводящихся в Саратовской области, наш регион не смог прогреметь на всю Россию в борьбе за национальную премию Russian Event Awards в области событийного туризма. Конкуренция в данном направлении запредельная – нынче «фестивалит» вся Россия.

Весь мир изо всех сил старается жить за счет туризма, и это логично. Ведь если подойти к вопросу креативно, праздное любопытство туристов может озолотить тот или иной регион. Например, если Москва, где о туристических маршрутах и потоках стали задумываться не так давно, зарабатывает на этом порядка 2 миллиардов долларов в год, то многоопытная Барселона более 50 миллиардов. Быть может, цифры не совсем точны, но смысл и масштаб понять можно.

А что же российская провинция? Удивить чем-либо искушенных в путешествиях граждан Запада и Востока не так-то просто. Особенно, когда весь мир окончательно понял, что пьяные медведи у нас по улицам в шапках-ушанках не шастают. К тому же с архитектуркой мы в советское время так постарались, что многие российские города до сих пор как близнецы-братья со своими улицами Строителей и типовыми кинотеатрами «Черемушки».

Так чем же заманить иностранца в нашу глубинку? Судя по тому, что нынче повсеместно происходит, вектор взят именно на фестивали с русским народным уклоном. Особенно гастрономические.

В специальном рейтинге, приуроченном к премии Russian Event Awards, числится 65 российских регионов. Саратовская область на 21-м месте. Первое место занял Татарстан, второе – Владимирская область, в первой пятерке также Московская, Кировская и Нижегородская области.

Фестиваль «Аткарские розы» занял 2-е место в номинации «Лучшее туристическое событие в области культуры». При этом ни один из многочисленных гастрономических фестивалей Саратовской области (ухи, арбуза, шашлыка, клубники, мраморного мяса и проч.) в число победителей не попал. Не доработали. Не высока еще у нас фестивальная культура. А то, что она стремительно охватывает территорию страны, нет никаких сомнений.

Проходит все обычно весьма весело, с размахом, при большом скоплении народа и прессы. При этом не так, чтоб уж очень креативно. Песни, пляски, вступительное слово местного главы, опять песни, выбор самой вкусной ухи, самого большого арбуза или огурца, мисс «Клубники», мистера «Помидора». Ну и, конечно, торговля «местным» колоритным товаром, завезенным с разных концов страны, как правило, с южных.

Оказалось, такие акции весьма удобны и эффективны – затрат больших не требуется (разве что костюмы красочные пошить), энтузиазм скучающего от однообразных будней населения таков, что многие организационные вопросы решаются сами собой.

Местным властям, кроме как вовремя возглавить мероприятие на трибуне, тоже больше ничего делать не нужно. Речь толкать – не мешки ворочать и не детсад строить. То есть минусов вообще никаких. А в плюсе – наглядное доказательство, что люди живут весело и им есть, кому за это сказать спасибо. Получается гармония: власть работает – народу хорошо.

Остается лишь один вопрос – сгодятся ли все эти лубочные праздники с частушками-прибаутками для реального привлечения турпотока, в том числе из-за границы? Клюнут ли на эти разухабистые ярмарки XXI века путешественники со всего мира, которым наши новые-старые традиции рекламировали в Сочи на недавнем Всемирном фестивале молодежи и студентов? В частности, стенд Саратовской области был целиком посвящен именно этой теме.

«Ровенский арбуз», «Вольская уха», «Алгайское мясо» - способны ли эти словосочетания превратиться в серьезные туристические бренды, приносящие прибыль? В той же Европе, к примеру, по части гастрономии традиции многовековые. Там в дополнение к ресторанным неделям в различных городах кулинарный туризм включает посещение винных и пивоваренных заводов, а также мероприятий с участием профессионалов-кулинаров и авторов поваренных книг. Страны Средиземноморья предлагают провести отпуск в сельских домах, в которых можно жить и учиться готовить блюда местной кухни. В Италию не менее 10% туристов прибывают для участия во всевозможных гастрономических и винных турах и фестивалях.

- Не переборщить бы нам с анонсами, поскольку это потом может принести больше негатива. Молодежь, изучавшая стенд Саратовской области в Сочи, - публика весьма опытная по части способов проведения досуга, коммуникабельна в социальных сетях и резка на оценки. Того и гляди, на смех поднимут, - заметил Александр Ермишин, руководитель общественного движения «Жить здесь». - К тому же до какого-нибудь нашего фестиваля ухи еще добраться надо. Можно потратить столько времени и нервов на проезд по местным дорогам, что это не только испортит впечатление от мероприятия, но и станет прививкой от дальнейших путешествий в Россию.

Печально, однако, что чиновники, менеджеры, эксперты, ответственные за развитие туризма в той же Саратовской области, ничего более интересного, чем фестиваль какой-нибудь жратвы, придумать не могут. И похвастаться перед заграничными гостями у нас более нечем, кроме как частушками. Почему бы, например, вместо этого не очистить зарастающую илом и загрязненную до невозможности Волгу? А параллельно отстроить дороги, инфраструктуру (гостиницы, аэропорты, вокзалы), наладить индустрию обслуживания. Такими достижениями похвалиться не стыдно на любых стендах и выставках, да и туристов зазвать было бы куда.

Неплохо бы также кое-где привести в порядок причальные стенки на набережных, чтобы теплоходы с немцами и швейцарцами на борту не проплывали мимо, приветливо гудя, чтобы туристы при этом потратили несколько часов на скупку сувениров, а не в поисках туалетов.

Афанасий ТЕМНЫЙ