Бескрылые качели

Детский хор появится в 2017 году в каждой средней школе, заявила в воскресенье вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец на общем собрании членов некоммерческого партнерства "Всероссийское хоровое общество".

"Мы говорили об увеличении часов, но пока в рамках общего образования это очень сложно, потому что по всем статьям дети перегружены. В рамках дополнительного образования я надеюсь, что в этом году произойдет серьезный прорыв, потому что мы дадим возможности каждой школе иметь своего руководителя хора, концертмейстера и это будет уже в нормативных документах системы общего образования", - сказала Голодец. Также, по ее словам, в педагогических вузах будут организованы курсы, чтобы будущие педагоги формировали у детей мотивацию заниматься музыкой и прививали им любовь к музыке.

С одной стороны, вроде всё понятно. Понятно, почему именно хор, а не духовой оркестр какой-нибудь – потому что дешево и сердито. Изо всей необходимой аппаратуры только пианино, которое и так в каждой школе есть. А если даже и нету, так на то он и хор, чтоб и без аккомпанемента уметь, а капелла. Потом, если хор – то обязательно лирические песни про Родину. То березка, то рябина, куст ракиты над рекой. Значит, воспитание патриотизма у подрастающего поколения. Причем опять-таки безо всяких дополнительных капиталовложений, что в наше непростое время весьма существенно. Ну, и вообще, красиво же. Чистые детские голоса. «Крылатые качели» сразу вспоминаются, и не мне одному – вон, на одном из сайтов к этой новости соответствующий фрагмент из «Приключений Электроника» в качестве иллюстрации поставили.

Это всё с одной стороны. А с другой – вспоминается старый анекдот, как отец листает дневник сына, в котором сплошные двойки, доходит до единственной пятерки по пению и вздыхает: «Он еще и поет!» Ну да, разумеется, хоровой всеобуч - это именно то, чего столь остро не хватает сейчас нашей школе. Хорошо хоть, что вице-премьер имеет некоторое представление о перегруженности учебного плана, спасибо и на этом. Впрочем, что там еще будет, когда речь дойдет до обещанных нормативных документов? Сначала «дать возможность каждой школе иметь своего концертмейстера», потом «проконтролировать наличие концертмейстера в каждом подведомственном учреждении» - плавали, знаем. То-то у школьных администраций других забот не хватает.

А патриотизм нужно воспитывать, кто бы спорил. Вопрос в том, насколько именно хоровое пение в данном случае эффективно. Меня вон тоже в школе как-то в хор записали. Я не хотел, но мне напомнили, что есть такое слово «надо». В хоре мы разучивали песню про наследников революции, что-то про буденовские звезды и неподкупные глаза героев. Стало понятно, что дело плохо, и нужно срочно принимать меры, что я и сделал. Через неделю меня выгнали за дисциплину, вернее, за ее отсутствие. Так или иначе ни у меня, ни у моих более дисциплинированных товарищей по хору, никакого особого пиетета в отношении буденовских звезд по итогам эксперимента не наблюдалось. Будет ли удачнее нынешний эксперимент с участием тысяч наскоро подготовленных на курсах повышения квалификации концертмейстеров?

Сами-то по себе навыки хорового пения нам бы не помешали. Командная работа, дисциплина, ответственность – всего этого нам ох как не хватает. Достаточно послушать тот хор, в котором мы все – родители, чиновники, педагоги, депутаты – выпеваем сокровенное, свои жалобы, просьбы, пожелания по поводу школы. Это ведь адская какофония. Мы хотим, чтобы школа была точь-в-точь как советская (лучшая в мире, как известно), только еще в сто раз лучше, чтоб три языка и молекулярная биология, и при этом всеобщая и бесплатная, но чтобы государству ни копейки не стоила, чтоб в самой глухой деревне интернет 4G, но с десятью фильтрами, чтоб детишкам не дай бог что дурное не попалось, и кормить бесплатно. Чтоб на дом не задавали, а объем программы увеличить в три раза, но учеников не перегружать, и кружки, и внеклассная работа, чтобы у них не было времени на глупости, и вообще ребенок должен быть занят круглые сутки, но при этом быть самостоятельным и ответственным, творческой личностью и яркой индивидуальностью. Любить Родину, маму, папу и президента. И чтоб умел собирать АК-47 с закрытыми глазами.

У вас барабанные перепонки не лопнули еще? Заметьте, что тише всего в этом хоре звучат голоса тех, кого вообще-то следовало бы послушать в первую очередь – учителей и учеников. Первые давно низведены до положения крепостных при министерстве образования, а вторые вообще в роли безгласных статистов, вроде мебели. И пока мы соревнуемся в исполнительском мастерстве, учителя угрюмо тянут себе под нос что-то вроде «оставьте нас в поко-о-о-о-е», а ученики – так и вовсе «а нам всё равно…» Какие-то не очень крылатые получаются качели. Никакого поступательного движения. Впрочем, чего еще от качелей требовать?

Степан ПРОБКА