Апрельские тезисы августовского педсовета

«По потребности населения,
Демографического положения,
Чтобы в каждом новом году
Было место ребенку в саду!»
«Растите патриотов, а мы не подведем.
Пусть крепнет, развивается любимый регион!
Специалистом классным стать
Под силу каждому из нас,
И мы хотим вам наказать,
Какой проект создать сейчас:
Где время учебы отнюдь не теряется,
Профкомпетенции все развиваются.
Конкуренты нам тогда не страшны ничуть.
Каждый профессионал – вот успеха суть!
Уровень квалификации – это тоже инновации.
Трудоустроиться поможет не только в нашей федерации.
Берегитесь, сверстники там, за рубежом!
Время компетенции – мы первые во всем!»

Нет-нет, «Репортер» не открывает литературный конкурс. И я не перепутал рубрики, и не тиснул сюда творение для поэтической студии. Этим произведением в исполнении детей открылось пленарное заседание областного совещания работников образования «Образование Саратовской области – время лидерства» в лицее «Солярис».

Надеюсь, детишек после выступления хотя бы угостили чем-нибудь вкусным. Это же и взрослый не каждый такие поэтические образы запомнит (а из тех, кто запомнит – не каждый произнесет со сцены). А тут – дети, которым, наверное, пока что привычнее другие сказки. Без угроз зарубежным сверстникам.

После детей стали выступать взрослые. И.о. министра образования области Ирина Седова объявила: «Стало хорошей традицией на каждом августовском совещании приветствовать главу региона», добавила «слова, которые вы нам поручаете, мы всегда с большим трепетом стараемся воплотить в жизнь» и передала слово врио губернатора Валерию Радаеву.

Радаев расшифровал лозунг мероприятия: «Этот вектор (лидерства. – авт.) касается всех уровней. Воспитание лидеров за школьной партой, поддержка учителей-инноваторов, идущих в ногу со временем, лидерство региональной системы образования. Ну а наша главная цель – войти в число регионов-лидеров страны. Станем первыми, наберем скорость, начиная с точки А – результат пути будет соответствующим. Думаю, учителя математики со мной согласятся».

Благодаря Ирине Седовой педагоги узнали, что их ожидает в ближайшем будущем. Например, «раскрытие их педагогического потенциала».

Следующая задача – «снижение бюрократической нагрузки педагогов». Если по-русски – слишком много разных отчетов приходится сейчас выполнять преподавателям. Тут не то что «взаимодействие с родителями» (тоже входит в обязанности) – тут к занятию-то толком подготовиться некогда.

Вектор задан аж из самой Москвы. Оно, конечно, хорошо. Только... постойте-постойте, не вашими ли усилиями все эти отчетности вводились несколько лет назад? Это у нас такая национальная забава – решить, что раньше было плохо абсолютно все без исключения, переделать все равно на что, лишь бы не так, как раньше, а через несколько лет объявить, что это недопустимо, и начать думать, как все вернуть. Если кто думает о политической карьере – рекомендую, прием беспроигрышный. Благодарность не будет знать границ, имя останется в веках.

И вот оно, сокровенное! «Воспитание возвращается в школы как главная задача урочной и внеурочной деятельности». И у этой деятельности есть разные ответвления: патриотическая, духовно-нравственная... Основные задачи такого развития: «обеспечить к 2022 году охват детей в возрасте 5-18 лет дополнительным образованием на уровне не менее 75 процентов...; вовлечение 100 процентов детей и молодежи в гражданско-патриотические мероприятия».

Заметили, да? Я несколько раз перечитал и переслушал запись, чтоб не ошибиться. То есть больше знаний нужно дать 75% учащихся, а в патриотические мероприятия вовлечь (звучит-то как... как строчка из УК) все сто. Четверть школьников воспитают патриотами без дополнительных знаний. На некоторых патриотических мероприятиях таких учащихся уже видели, их даже интернет-телевидение («Открытый канал») снимало. Они там не могли внятно объяснить, что они празднуют и были недовольны, что им вопросы задают вместо того, чтобы тоже радоваться.

Кстати, интересно бы посмотреть на механизм вовлечения. Напомню, что патриотизм – это любовь к своей стране (ну или к городу, селу, в общем, месту, где родился и вырос). Мероприятия по любви к стране? А оценивать работу учащихся там будут? «Так, Иванова, ты молодец, полюбила Родину на отлично! А ты, Сидоров, никак до тройки не долюбишь, придется на второй год тебя оставлять»? Или мероприятия будут формальными – выучить что скажут, а что ты там себе думаешь, никого не волнует? Тогда что это за патриотизм такой?

Любить насильно еще никогда и никому не удавалось заставить. Но научно-технический прогресс не остановить. Вот и перед этим расширенным педсоветом вип-гости посетили выставку, где демонстрировались последние изобретения школьников, в частности, полезные в хозяйстве роботы. Может, когда-нибудь изобретут робота-патриота: в нужный момент нажимаешь кнопку, и он твоим голосом пересказывает патриотические лозунги, и неважно, совпадают они с твоими мыслями и поступками или нет. И начальство радо, и время на занятия сэкономлено.

Хотя мне кажется, что таких роботов я тоже уже где-то видел...

Дмитрий Маркин