Александр Бузгалин: власти не готовы к серьезным изменениям экономической сферы

Согласно информации департамента денежно-кредитной политики ЦБ, российская экономика в мае нащупала дно и перешла к восстановлению. Утверждается, что в первую очередь восстановился потребительский спрос. Те выплаты, которые произошли из бюджета в адрес домохозяйств, якобы, смогли компенсировать во втором квартале более половины снизившихся доходов россиян. 

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал доктор экономических наук, профессор, директор института Социоэкономики московского финансово-юридического университета Александр Бузгалин:

- Российская экономика нащупывает дно не в первый раз. А если серьезно, то сейчас она находится в состоянии рецессии, а до этого было состояние стагнации. Мало кто помнит, но еще до пандемии начался мировой финансовый кризис, и на России он сказался довольно сильно, в связи с ценами на нефть и не только. Потом все покатилось под гору и катится до сих пор. 

Сейчас ситуация несколько стабилизировалась, но удастся ли это положение сохранить, зависит от того, какая в России будет экономическая политика, будут ли приниматься меры по преодолению системных пороков российской экономики.

На мой взгляд, России сегодня нужен не экономический рост, то есть увеличение валового продукта любой ценой, а развитие, то есть изменение человеческих качеств, технологий и много чего еще. Но пока свидетельств того, что президент и правительство готовы к серьезным изменениям в экономической сфере, я не вижу. Мы преодолели первую волну пандемии, и на этом фоне можно видеть некоторое оживление, но возможность второй волны не дает никаких оснований для оптимизма. 

Во время пандемии в России выросло число долларовых миллионеров, и их состояния, кстати, тоже выросли. Но в то же время огромное число людей оказалось в бедственном положении, хотя официальные данные на этот счет недостоверны. К примеру, на бирже труда зарегистрировались около 3 миллионов безработных – это очень много. Но сколько людей отправились в неоплачиваемый отпуск, скольким стали платить минимальную зарплату, сколько лишились неофициальных доходов – никто не знает. А ведь им не платят пособие по безработице, и эта потеря доходов не компенсируется вообще никак. Так что ситуация очень тяжелая. 

Те оптимистичные заявления сверху, что мы слышим, делаются с целью подтолкнуть инвесторов к вложениям, а граждан – к потреблению. При самом идеальном сценарии российской экономике к концу 2021 года удастся достичь показателей конца 2019 года, которые, кстати сказать, сами по себе были провальными. Но и для этого нам нужны волевые решения властей по перераспределению доходов, разработке стратегических долгосрочных программ и так далее. Я не думаю, что власти сегодня к этому готовы.

Подготовил Иван Орлов