Александр Брод: «Школа – это мастерская, и уничтожение ее – преступно»

В докладе Высшей школы экономики (ВШЭ) опубликованы шокирующие данные мониторинга системы образования в России. Согласно этим данным, только за последний год при более чем миллионном приросте количества учащихся количество школ в РФ сократилось на тысячу – с 43 до 42 тысяч. В результате в среднем по России на одного учителя приходится 13 учеников, при этом в отдельных регионах положение еще более печальное: если в Москве это соотношение составляет 1:7,9, то в Тюменской области, например – 1:20. Особенно катастрофическое положение складывается на селе: число сельских педагогов сократилось на 4,5 тысячи, тогда как городских – увеличилось на 29,6 тысячи человек.

Не лучше обстоит дело и с материально-техническим оснащением школ. Согласно докладу только 93% российских школ отапливаются, только в 90,9% есть водопровод и в 88,4% - канализация. Как ни странно, но лучше всего чувствуют себя школяры далекой Чукотки – здесь в 2015 году по всем трем параметрам достигнут стопроцентный показатель.

«Репортер» обратился за комментарием к члену СПЧ, директору Московского бюро по правам человека Александру Броду.

- Александр Семенович, согласно последнему исследованию ВШЭ, все больше российских детей лишаются возможности получать качественное среднее образование. Сельских школ становится меньше, при этом в них уменьшается количество педагогов. Как исправить положение дел?

- Действительно, положение дел в российской школе – удручающее. Сегодня мы умудрились погубить многое, что было наработано советским педагогическим опытом. Конечно, в 90-е годы нам всем казалось, что стоит только избавиться от идеологических оков - и всем будет счастье. Но опыт показал, что отказ от системного подхода сам по себе ничего не несет и залогом счастья не является. Система, подкрепленная высоким качеством обучения, профессиональными компетенциями педагогов и их добросовестным отношение к работе – вот что составляло основу советского школьного образования, а вовсе не ненавистная идеология. Плюс воспитательный компонент, который за последние четверть века полностью исчез.

Советская школа в свое время была образцом для многих стран мира. Когда в космос впервые отправился гражданин СССР Юрий Гагарин, всему миру стала очевидной состоятельность советской образовательной системы, и США вынуждены были перетряхнуть свою среднюю и высшую школу.

Вы знаете, что чуть ли не в каждой китайской школе есть собственный ученический оркестр? Не исключаю, что здесь не обошлось без влияния советской школы, где, если вы помните, были уроки пения, где школьная самодеятельность находилась на высочайшем уровне. У нас это все исчезло, а вот Китай взял это на вооружение, потому-то жители Поднебесной и берут большинство призов на престижных международных конкурсах и фестивалях. Да и экономический рывок «китайского дракона» вряд ли был бы возможен без такого массового приобщения населения страны к высокой культуре, начиная со школы.

А у нас сегодня – массовое сокращение числа школ, преимущественно на селе. Увы, к школе у нас относятся по остаточному принципу, что совершенно недопустимо, ведь школа – «это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее», как говорил Анри Барбюс. Нехватка учеников становится поводом для закрытия школы, а не для ее поддержки и развития, и в результате ученики собираются в одну единственную школу со всего района, пусть большинству из них приходится делать для этого «концы» в десятки километров.

Экономить на школьном образовании – преступно, какой бы дефицит ни складывался в госбюджете. Да, сейчас в регионах сложилась очень тяжелая финансовая ситуация, в результате взятых под госгарантию огромных кредитов. Государство свои гарантии ограничило, а необходимость расплачиваться осталась, вот и началась на местах жесткая экономия. Увы, первыми пошли «под нож» образование и медицина. Но уже в самом ближайшем будущем мы убедимся в пагубности этого пути.

- Проблема нехватки учителей остро стоит, в том числе и в Саратовской области. Что нужно сделать, чтобы молодые выпускники педагогических вузов чаще выбирали местом работы глубинку, а не крупные города?

- Надо и строить новые школы, и благоустраивать уже существующие. Да, надо думать об их материально-техническом оснащении, но самое главное – заботиться об учителях. Их низкие зарплаты, неудовлетворительный социальный статус не могут привлечь в эту сферу молодые квалифицированные кадры. Особенный дефицит педагогических кадров ощущается в кавказских регионах, хотя именно сюда приезжали русские учителя, чтобы пропагандировать здесь русский язык и культуру, поднимать педагогическую ниву. Местное население до сих пор испытывает благодарность этим сподвижникам, о чем говорит хотя бы памятник, поставленный в Махачкале русской учительнице.

Увы, сегодня образование в регионах практически пущено на самотек. Выпускники педвузов не хотят работать в школе, предпочитая, в полном соответствии с заветом Дмитрия Медведева, уходить в бизнес. Если так продолжится и далее, то наша страна, сначала на окраинах, а потом и в центре, превратится в огромную банановую республику, жителям которой будет неподвластна не только авиакосмическая, но и бытовая техника. Кто будет двигать вперед российскую науку, высокие технологии? Ведь первые шаги на этом пути делаются в школе, которую мы пока планомерно уничтожаем, что является настоящей национальной трагедией. Над этим следует в первую очередь задуматься команде нового министра образования.

Выпускники педвузов не хотят ехать на село, и их необходимо туда привлекать. Я считаю, что надо возродить практику распределения после обучения. Также я уверен, что помимо стимулирования педагогов нам следует задуматься и о повышении их профессионального уровня. Высокие требования к педагогам во время их обучения и широкие возможности профессиональной самореализации по его окончании помогут нам поднять школу с колен, особенно школу сельскую.

- В более чем десяти процентах российских школ отсутствует канализация. Разве это должно было стать главным итогом школьной реформы? Может, стоило не интерактивные доски закупать, а обыкновенные унитазы?

- Вы же понимаете, что оценивать образование следует не с сантехнической точки зрения, а с точки зрения культурного, разностороннего человека. И с этой точки самым главным представляется качество образования, получаемого учащимися школ: с какими знаниями они выходят из школьных стен, насколько осваивают базовые образовательные стандарты, как владеют государственным языком – русским. В этом направлении следует работать над созданием единой системы стандартов образования и оценки его качества.

Что касается материально-технического оснащения школ – их бытовой пригодности, наличия необходимых дидактических материалов и технических средств обучения – то и тут тоже необходима своя шкала оценки. К сожалению, сегодня у нас нет такой шкалы ни по первому, ни по второму параметру. И это – первоочередная задача нашего министерства образования.

Вторая по важности – изыскание источников финансирования образовательной системы. Конечно, сносные условия пребывания в общеобразовательном учреждении очень важны: в школе должно быть тепло, светло и чисто, здесь должны быть уборные, душевые и столовые, но также и компьютерные классы, и интерактивные доски – как вы понимаете, одно другого не исключает и не заменяет. И для решения этой задачи нам необходимо объединить усилия федерального центра и регионов. Самое главное – наличие доброй воли на местах. Если ее нет – будем ее культивировать, установив личную ответственность глав регионов за состояние образования в этих регионах.

Ну и третье, чего мы благополучно лишились тогда же, в 90-е – воспитательный аспект образования. Некоторые горячие головы тогда объявили, что задача школы - дать учащемуся базовый объем знаний, а воспитанием пусть занимаются другие люди и другие инстанции. И на этом гибельном, без всякого преувеличения, пути мы весьма преуспели – изгнали воспитание из образовательного процесса. Но и другие люди и инстанции заняться воспитанием также не изъявили желания, вот мы и получили то, что называем потерянное поколение, и, увы, не одно. В общем, воспитание в школу необходимо вернуть – прививать учащимся общечеловеческие моральные и культурные ценности, учить подрастающее поколение на высоких примерах из отечественных истории и литературы.

Андрей АПАЛИН