60 лет спустя: письмо Юрию Гагарину от неблагодарных потомков

Студенты саратовского политеха написали письмо потомкам, которые будут жить в 2071 году. А мне вот захотелось написать Юрию Гагарину. У него ведь тоже были какие-то ожидания по поводу того, как будет жить его любимая страна в далеком 2021 году. Ну и вот.

«Дорогой, Юра!

Ты, наверное, думаешь, что мы тут бороздим просторы вселенной, высадились на Марсе, колонизировали Луну, а на Венеру летаем в отпуск? Не совсем так. Сейчас же Роскосмосом руководят более рьяные и целеустремленные. Поэтому кругом недоброжелатели – то дрелью обшивку истыкают, то трещину какую устроят. Но майку с твоим изображением к юбилею – легко!

А насчет того, что мы тут бороздим… Ну вот маршрутки ходят. Трамваи и троллейбусы – те, что при тебе и ходили. Правда, вот недавно из Москвы прислали бывшие в употреблении. И мы, советские люди, радуемся.

Юра, я знаю, ты скромный человек. Совершил памятный полет, приземлился в Энгельсском районе, в советские времена там поставили скромную стелу. Вполне достаточно. Мы же гордились твоим подвигом, тем, какой ты классный. И деньги тратили с умом. А сейчас, Юр, они вбухали кучу денег в то, чтоб забетонировать местность, где ты приземлился. Так что, если кто-то в наши дни там приземлится, он либо на велодорожку грохнется, либо на музей.

Потратили сотни миллионов на асфальт и наносветильники, а деньги на операции для больных детей собирают смс-ками. Как бы это тебе объяснить… Одним словом, с людей тянут. Потому что бесплатная медицина у нас есть, но она не лечит.

В принципе у нас сейчас так же, как было при тебе. Есть обком партии, есть исполком. Что-то вроде областного совета депутатов. Только в твое время в облсовете все голосовали единогласно, а в наше – бросаются бутылками и дерутся. И только потом голосуют единогласно. Ну почти.

Впрочем, жизнь стала проще. Чтобы прославиться в твое время, нужно было слетать в космос, а в наше – написать стихи про бобра. Или спеть про вишню.

Люди стали талантливее, особенно кто постарше. Неслучайно же возраст выхода на пенсию повысили. У одного теща получает миллионы из бюджета на свои СМИ, у другого мама в 80 лет – знатная предпринимательница…

Эх, Юра, ты бы сейчас многому удивился. Ну что ты там получил за свой подвиг? Машину, квартиру, два пальто, сорочки, галстуки, костюмы, исподнее. А сейчас такие взятки берут – уже не знают куда деньги складывать. Если сотни миллионов украл – это доходяга какой-то. Миллиардами стали хапать!

А еще опять в мире вокруг нас враги. В твое время у нас хоть какие-то друзья в Европе были, страны социалистического лагеря. А сейчас вообще никого. Не причислять же к друзьям те страны, режимы которых мы содержим.

А если б, Юра, ты включил сегодня телевизор (они у нас плоские теперь), то удивился бы тому, что наше ТВ рассказывает о ком угодно – об Америке, об Украине, о Сирии, но только не о России. Чтобы новости узнать, нужно искать их в интернете. Ну… Это тоже телевизор, только ты там сам решаешь, кого слушать. Я тебя уверяю, в интернете новости первых каналов не смотрят. Так уж сложилось.

В твое время наша страна мечтала догнать и перегнать Америку. И сегодня мечтаем о том же. Правда, сначала надо опередить Габон.

Знаешь, Юра, чем твое время выгодно отличалось от нашего? В твое время люди жили надеждой на светлое будущее, а у нас светлое – только прошлое. Ничего хорошего мы давно не ждем, а все мысли – о том, чем бы еще погордиться. Юбилей Победы – это святое. Теперь вот юбилей твоего полета. Празднуем максимально широко. Потому что современных достижений, сопоставимых с теми, что были много десятилетий назад, у нас нет. Ну то есть кое-что грандиозное мы предъявить можем, но ты просто не поймешь, почему это считается достижением в стране, которая победила в войне и первой полетела в космос. Да, я про дворец за сто миллиардов.

Самые любимые фильмы – советские. Мороженое новое выпускают или лимонад – рекламируют: ах, совсем как в СССР.

Общее настроение уже давно выражает популярная в народе фраза «Юра, мы всё про…ли». Она не совсем литературная. Но в ней дан краткий анализ нашей эпохи стабильности.

Не осталось заводов, на которых работало по 10 тысяч человек. Культ прилавка привел к тому, что теперь на площадях предприятий, гремевших на всю страну, размещены барахолки. Продукты дорожают, яйца по сто рублей, но пока витрины магазинов не пусты. Голодных почти нет, работой большинство обеспечено. Нет главного – представления о том, куда мы движемся и зачем. Представь, что ты полетел в космос без расчетов конструкторов и планов на возвращение.

Юра, мы не знаем, куда летим! Одна надежда – что посадка будет относительно мягкой. В хорошем смысле этого слова. Ты же как-то долетел. Пожелай нам, чтоб и мы долетели».

Константин Серов

Фото Pixabay.com